3.6. Антиинфляционная политика.
Антиинфляционная политика включает в себя два принципиально различных направления этой политики:
Регулирование совокупного спроса.
Регулирование совокупного предложения. Сторонники первого направления являются кейнсианцы,
сторонники второго – монетористы.
Кейсианское направление антиинфляционной политики основное внимание уделяет регулированию совокупного спроса, полагая, что эффективный спрос вызывает стимулы роста предложения. Факторами эффективного спроса могут быть увеличение государственных расходов и дешевый кредит, которые, в свою очередь, вызывают рост инвестиционного спроса; инвестиционный спрос породит спрос предложения; рост предложения приведет к снижению цен, т.е. к замедлению или полному устранению гиперинфляции, доведя ее до умеренного уровня.
Монеториское направление антиинфляционной политики в центре своего внимания ставит регулирование совокупного предложения. Монетористы полагают, что кейнсианская политика помогает стране досрочно выйти из кризиса, но не позволяет устранить все его причины, остаются диспропорции между спросом и предложением. Основатель монеторизма полагает, что инфляция – это чисто денежный феномен, ее источник – неграмотное вмешательство государства в экономику, и поэтому пути выхода из инфляции надо искать не в дополнительных расходах государства, а в росте предложения. Монетористы рекомендуют комплекс мер по сокращению спроса: это денежная реформа, удо
рожание кредита, сокращение бюджетного дефицита, налоговых ставок. Эти мероприятия, по их мнению, должны вызывать уменьшение потребительского и инвестиционного спроса, банкротство неэффективного производства, спад производства, что в свою очередь освободит рыночные ниши от разорившихся производителей, но сохранит их для сильных, конкурентоспособных. Сокращение налоговых ставок вызовет рост инвестиций, увеличение товарного предложения и в конечном счете снизит цены.
На практике многие страны применяют компромиссную тактику борьбы с инфляцией, используя и кейнсианский, и монетарийский подходы.
Глава 4. Теоретические основы макроэкономического равновесия
4.1. Классическая макроэкономическая концепция.
4.2. Принципы Кейнсианства.
4.3. Потребления и сбережения.
4.4. Инвестиции. Теория мультипликатораакселератора.
4.1. Классическая макроэкономическая концепция.
Классическая школа рассматривала модель общеэкономического равновесия в краткосрочном периоде и в условиях совершенной конкуренции. Основной тезис сторонников в этой концепции гласит: предложение товаров само создает собственный спрос; произведенный объем продукции автоматически обеспечивает получение такого дохода, который достаточен для полной реализации всех товаров; предложение и порожденный им спрос количественно совпадают.
Эта концепция основана на учении А. Смита о свободе рынка, о неограниченной конкуренции и недопустимости какихлибо проявлений вмешательства и протекционизма. Яркий сторонник учения А. Смита, французский экономист Жан Батист Сэй (17671832 гг.) принципы свободы рынка возвел в ранг абсолюта и пришел к выводу, что сами законы рынка делают невозможным ни производство, ни недопотребление общественного продукта. Это положение о бескризисной реализации общественного продукта в литературе получило название "закон Сэя".
Последователи классической теории и в наше время утверждают, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Рыночная экономика – это саморегулирующая система, в которой автоматически обеспечивается равенство доходов и расходов при полной занятости ресурсов. Инструментами саморе
гулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых, полагают сторонники неоклассической точки зрения, уравнивают спрос и предложение.
Практический вывод классиков состоит в следующем: поскольку макроэкономическое равновесие восстанавливается спонтанно, как зеркало водной глади от брошенного камня, нет необходимости во вмешательстве государства в экономику. Экономические спады обусловлены исключительно неэффективной политикой государственного экономического регулирования. Поэтому нужно не "регулирование" экономики, а забота о том, чтобы политические воздействия не наносили ей прямого вреда.
Классики предписывали исключительно следующие направления государственного вмешательства в экономику:
поддержание конкуренции;
поддержание стабильной покупательной способности денег;
ориентация на бездефицитность бюджета;
ограниченное вмешательство в чрезвычайных обстоятельствах: войны, стихийных бедствия и т.д.
В конце 20х начале 30х годов экономика капиталистических стран столкнулись с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия, известным под названием Великая депрессия. Классическая теория в том виде, как она сформировалась 100 с лишним лет тому назад оказалась во многих аспектах неспособной дать адекватное объяснение происходящим кризисным процессам.