4.4. Инвестиции. Теория мультипликатораакселератора.
Сбережения составляют основу инвестиций (от лат. investire – облагать). Инвестиции, или инвестиционный спрос, это расходы предприятий по приобретению капитальных или производственных товаров с целью расширения производства. Как и потребительский спрос, инвестиционный спрос зависит от объективных и субъективных факторов.
Объективные факторы – это доходы предприятий и издержки (затраты) на инвестиции, которые имеют долгосрочный характер. Чем больше величина данных затрат и длиннее срок их окупаемости, тем меньше стимулов к инвестициям. Источниками инвестиций могут быть собственные и заемные средства. За заемные средства надо платить, поэтому высокая процентная ставка делает инвестиции дорогостоящими.
Субъективный фактор – это склонность и желание предпринимателей инвестировать. Этому фактору экономическая наука ныне придает большое значение. При этом современная теория макроэкономического равновесия исходит и посылки, что сбережения и инвестиции всегда равны друг другу. В реальной жизни такой сбалансированности не существует, поскольку сбережения и инвестиции осуществляются разными лицами (субъектами) и по разным мотивам.
Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода, а может и разместить свои денежные ресурсы в банке. Если норма процента окажется выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и наоборот, если норма процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений. Графически взаимосвязь между нормой процента, инвестициями и сбережениями
Взаимосвязь нормы процента r , инвестиций I и сбережений S
выглядит следующим образом.
Инвестиции – функция нормы процента: I = f(r) ; причем эта функция убывающая: чем выше уровень процентной ставки, тем ниже
уровень инвестиций.
Сбережения также есть функция (но уже возрастающая) нормы процента: S = S(r) . Уровень процента, равный r0 , обеспечивает равенство сбережений и инвестиций в масштабе всей экономики, уровни r1,r2 отклонения от этого состояния.
Инвестиции зависят от уровня налогообложения и вообще налогового климата в стране, а также инфляции.
Инвестиционный спрос современная экономическая наука увязывает с теорией мультипликатораакселератора. Понятие "мультипликатор" (от лат. multiplicator – умножающий) было введено в науку в 1931 г. английским экономистом Ричардом Фердинандом Каном.
В современной теории макроэкономического равновесия под мультипликатором понимается коэффициент, который показывает зависимость изменения дохода от изменений инвестиций.
Мультипликатор инвестиций – это отношение приращения дохода к приращению инвестиций. Когда происходит прирост инвестиций, доход возрастает на величину, которая в несколько раз больше, чем прирост инвестиций. Предположим, прирост инвестиций составил 100 млрд. руб., а прирост национального дохода – 350 млрд. руб. Следовательно, мультипликатор (КМ) будет равен
Коэффициент, который показывает превышение роста национального дохода над ростом инвестиций, и есть мультипликатор. Мультипликатор инвестиций находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению и в обратной – от предельной склонности к сбережению.
Всякое явление внутренне противоречиво. Рассматривая
положительное влияние инвестиций на увеличение национального дохода, нельзя упускать – отрицательную. Речь идет о парадоксе бережливости. Мультипликационный эффект вызывает изменения и в уровне сбережений. Стремление каждого увеличивать свои сбережения может оказаться социальным злом. Если экономика находится в состоянии депрессии, спада, неполной занятости ресурсов, то увеличение склонности к сбережению означает уменьшение склонности к потреблению. Сокращение потребительского спроса означает невозможность для предпринимателей продавать свою продукцию. В этом случае население хочет сберегать больше, чем инвесторы могут расходовать. Сберегатели терпят неудачу. Предприниматели начинают сокращать производство. Национальный доход и доходы различных слоев населения начинают падать.