9.4. Международная валютная система и валютный курс.
Составными элементами международной валютной системы являются:
основные международные платежные средства (национальные валюта, золото и т.п.);
механизм установления и поддержания валютных курсов;
порядок балансирования международных платежей;
условия обратимости (конвертируемости) валют;
международные валютные рынки и рынки золота;
международные институты, регулирующие валютные отношения.
Национальная валюта – это денежная единица данной страны (рубль, доллар, иена).
Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Валютная система прошла сложный путь исторического развития. На этом пути можно выделить три этапа.
Первый этап – золотой стандарт (18791934). Он основался на соотношении золотого содержания единиц, т.е. на золотом паритете (от лат. parity – равенство). Так, если золотое содержание английского фунта стерлинга составило 1/4 унции золота (1 тройская унция равна 31.1. г.), а доллар США – 1/20, то их валютный курс составил 1:5, т.е. 1 фунт стерлингов равен 5 долларам. Это была система твердых валютных курсов, отклонение валютного курса от золотого паритета допускался в пределах +/ 1%.
Второй этап – система фиксированных курсов валют (золотовалютный стандарт). Эта валютная система оформилась на БреттонВудсской конференции (США) в 1944 г., где страны участники этой международной конференции подписали соглашение и зафиксировали курсы своих валют в долларах. Доллар был увязан с золотом (35 долл. За 1 унцию золота) и признавался основной резервной и расчетной валютой. США взяли на себя обязательства по размену доллара на золото по фиксированному курсу.
Спрос и предложение иностранной валюты
Третий этап – плавающие курсы валют. Эта система существует в настоящее время. Она была оформлена в 1976 г. в Кингстоне (Ямайка).
Сущность системы плавающих курсов валют состоит в том, что каждая национальная валюта (например, рубль) может свободно обмениваться на другую национальную валюту (доллар, юань и т.п.) на основе их покупательной способности и воздействием спроса и предложения валют.
Размер спроса на индустриальную валюту определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов, разного рода платежами которые обязана производить страна и т.п. Размеры предложения валюты будут определяться объемами экспорта страны, займами, которые страна получает, и т.п.
Обычно выделяют номинальный и реальный курсы валют:
1. Номинальный валютный курс представляет собой относи
тельную цену валют двух стран, т.е. цену одной валюты в едини
цах другой.
2. Реальный валютный курс – это относительная цена това
ров, производящихся в двух странах. В этом случае определяется
экономическая сила той или иной валюты.
Паритет покупательной способности валюты обычно устанавливается на основе сопоставления цены условной корзины потребительских товаров двух стран. Так, если в России такая корзина стоит, скажем 3500 руб., а в США 100 долл., то поделив 3500 на 100, мы получим цену 1 долл. Равную 35 руб.
Определение с помощью этой теории равновесного обменного валютного курса может быть только приблизительно.
Валютный курс устанавливается на валютном рынке. Так, в России он определяется на Московской межбанковской валютной бирже с участием Внешторгбанка и Центрального банка. В России валютный курс функционирует легально с 1992 г.
Обычно существуют методы государственного регулирования валютных курсов, которые могут быть прямыми и косвенными.
Прямые методы – это дисконтная политика и валютная интервенция на внешневалютных рынках. Дисконтная политика подразумевает изменение ставки рефинансирования. Валютная интервенция проводится Центральным банком путем скупки или
продажи своих денежных знаков и таким образом он имеет возможность влиять на валютный курс. Если курс иены необходимо уменьшить, то Центральный банк выбрасывает на рынок дополнительное количество иен. Понижение валютного курса называется девальвацией, а повышение – ревальвацией.
Косвенные методы – это денежнокредитная политика государства внутри страны в условиях открытого рынка. Это величина обязательной нормы резерва, ко н т роль над операциями с золотом и валютой, право продажи иностранной валюты на рынке экспортерами товаров, количество вывоза валюты за рубеж, и т.п.
Относительно валютных курсов, обычно различают курс покупателя, т.е. цену по которой банк покупает иностранную валюту за национальную и курс продавца, по которому он продает иностранную валюту за национальную. Разница между курсом продавца и курсом покупателя составляет маржу, которая тратится на покрытия расходов по организации валютных операций и формирует прибыль банков.
Режим конвертируемости (обратимости) национальных валют является одним из важнейших факторов, определяющих условия включения национальной экономики в мировую.
Существуют три вида конвертируемости:
1. Свободноконвертируемая валюта (СКВ) – это валюта сильных стран. Где отсутствуют валютные ограничения любого порядка (твердые валюты) – доллары США, Канады, евро, иена Японская и др.
2. Частично конвертируемая валюта – это валюта, которая сохраняет валютные ограничения по определенным операциям. Возможно это ограничения вывоза валюты за рубеж, регулирование объема золота, ограничения переводов, платежей за границу и др.
3. Неконвертируемая валюта – это замкнутая изолированная от мира валюта тех государств у которых существуют ограничения и запреты куплипродажи иностранной валюты, ввоз и вывоз валютных ценностей.
Экономические и
финансовые возможности России на ми
ровом рынке весьма ограничены, поскольку ее доля в мировом
ВВП примерно в 2002 г. составляла всего 2%, тогда как доля Япо
нии – 8,2%, Китая – 9,8%, США – около 30%.
Глава 10. Государственная экономическая и социальная политика
10.1. Элементы государственного регулирования экономики.
10.2. Органы управления экономикой.
10.3. Экономические функции правительства.
10.4. Формы регулирования экономики и социальной политики.
10.5. Социальноэкономические проблемы глобализации.
10.1 Элементы государственного регулирования экономики.
Регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворения потребности общества.
Государственное регулирование экономики имеет объективную основу:
а) обобщение
производства как в границах национальной
экономики, так и в международном масштабе;
б) развитие НТР,
требующего громадных трудовых и фи
нансовых ресурсов, которыми не располагают частные предпри
ниматели;
в) неспособность рынка решить экономические, социальные
проблемы;
г) неспособность рынка обеспечить удовлетворение
потреб
ностей в общественных товарах.
Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны – рынок и государство – существенны.
Субъектами государственного регулирования являются: носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, население, отличающееся друг от друга имущественным состоянием доходов и видов деятельности.
Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов и т.д.
К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов и включающие органы власти и Центральный национальный банк.
Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социальноэкономической жизни страны.
Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.
Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены, не забывая при этом о правах и свободности личности, государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы. В целом главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность.