Виды цен.
Мир цен весьма разнообразен. Прежде всего нужно различать три типа цен: стихийно формирующиеся без всякого вмешательства государства; централизованно устанавливаемые государственными органами (плановые цены); регулируемые цены, в которых сочетаются оба начала. Эти типы цен отражают особенности различных моделей рынка и ценообразования. Так, до 1991 г. в нашей стране преобладали плановые цены, хотя и нарастали элементы стихийности ценообразования на неорганизованном рынке. С 1992 г. верх взяла стихийная динамика цен. Резко ослабла регулирующая роль государства. С конца 90-х гг. усиливается регулирующее воздействие государства на динамику важнейших видов цен.Другим признаком классификации является база цены. До середины XIX века преобладали цены, определявшиеся на
1 См.: Устинов И.М. Мировая торговля, Статистическо-аналитический справочник. М.: Экономика, 2000. С. 48—55.
рынке на основе конкуренции и ориентированные на стоимость товаров. С утверждением капиталистического способа производства и свободного перелива капитала стоимость модифицировалась в цену производства, на которую и ориентировалась рыночная цена. Это обеспечивало среднюю норму прибыли на вложенный капитал в отраслях с разным технологическим и органическим строением капитала и создавало благоприятные условия для развития капиталоемких отраслей промышленности, транспорта. С конца XX века, с переходом к монополистическому капитализму, получили распространение монопольные цены, обеспечивавшие монополиям сверхприбыли за счет перераспределения прибыли немонополизированных отраслей и предприятий. Сращивание монополий с государством привело к усилению этой тенденции в рамках государственно-монополистического капитализма. В условиях глобализации определяющее влияние на уровни и динамику цен оказывают транснациональные корпорации (ТНК). Они используют механизм трансфертных, заниженных цен внутрикорпорационного оборота для ухода от налогообложения.
По сферам действия можно назвать большое число разных видов цен. Таковы внутрихозяйственные {расчетные) цены для оборота между подразделениями одного предприятия, объединения, холдинга. За рамками фирм, компаний действуют оптовые цены на промышленную, строительную и иную продукцию, поставляемую для производственного потребления, розничные цены на товары и цены и тарифы на платные услуги для населения. Существуют заготовительные цены. Они распространяются главным образом на покупаемую у сельхозпредприятий продукцию. На цены устанавливаются торговые наценки (скидки), возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предприятиям сферы обращения. Особое место занимают цены на научно-техническую продукцию. Цены внутреннего рынка отличаются от мировых цен на основных мировых товарных рынках и внешнеторговых цен на экспортируемые и импортируемые товары данной страны. Особое место занимают цены акций и других ценных бумаг. Можно и заработную плату рассматривать как цену рабочей силы человека, отражающую затраты на воспроизводство этого специфического товара.