Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел второй "Механизм и ресурсная база государственного регулирования экономики" - 1 Место региональной политики в экономической стратегии

    Содержание материала

    1 Место региональной политики в экономической стратегии

    Чтобы разумно учесть влияние территориально-производственных факторов на хозяйственную деятельность, государству необходима эффективная региональная политика. Многие современные социально-экономические проблемы можно решить только при понимании возрастающей роли регионов в становлении рыночных структур. Региональная политика предполагает наличие механизма регулирования, с помощью которого реализуются интересы как государства в целом, так и регионов (с учетом специфики региональных систем).

    Место региональной политики в экономической стратегии определяется возрастанием значимости региональной экономики в социально-экономическом развитии нашей страны. Регионы все более превращаются в самостоятельные экономические образования, функционирующие на основе саморегулируемости региональных экономических систем. Региональная политика выступает как часть общей экономической политики, системно синтезирующая ее региональные аспекты.

    Главная цель региональной политики состоит в сохранении единства и целостности России путем обеспечения баланса общероссийских и региональных интересов. Одна из основных задач региональной политики состоит в обеспечении достойного уровня и в постепенном выравнивании благосостояния населения в каждом регионе, к исключению чрезмерных контрастов социальных условий. Исходя из сказанного, можно определить приоритетные задачи региональной экономической политики.

    Начнем с такой задачи как формирование и укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития регионов на основе четкого разграничения компетенций между органами государственной власти Российской Федерации, власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Должна, в частности, укрепляться финансовая самостоятельность регионов на основе принципов бюджетного федерализма. Невозможно обойтись без решения проблемы совершенствования правовых основ и практики взаимодействия федеральных и региональных органов власти, хозяйствующих

    субъектов с органами государственной власти и местного самоуправления по экономическим и социальным вопросам.

    Велика необходимость в сглаживании объективно сложившихся межрегиональных различий в уровнях социально-экономического развития с использованием централизованной финансовой поддержки. Нужна государственная политика стимулирования развития регионов и городов, располагающих крупным научно-техническим и производственным потенциалом и могущих стать "локомотивами" и "точками роста" экономики субъектов РФ.

    Большое значение имеет нормальное жизнеобеспечение зон и регионов с особо сложными условиями хозяйствования, в частности, государственное регулирование социально-экономического развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. До сих пор не решены задачи поддержки районов экологического бедствия, зон со сложными демографическими и мифационными проблемами, задачи развития отсталых регионов. Многие районы, пострадавшие от экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, разнообразных загрязнений, нуждаются в экстренной помощи. Известно также, что разумно организованное территориальное разделение труда дает немалые экономические и другие преимущества. Их нужно всесторонне использовать, формируя общероссийские и региональные рынки с учетом исторически сложившихся условий развития. Наконец, важно обеспечивать осуществление принципов единства экономического пространства и свободы перемещения товаров, капитала, рабочей силы по всей территории России.

    Please publish modules in offcanvas position.