Сложные и противоречивые процессы преобразований общества
оказывают неоднозначное воздействие на социально-экономическую динамику регионов. Общей тенденцией для большинства регионов России стало падение численности населения, снижение рождаемости и рост смертности. Происходят изменения в территориальной структуре суммарного валового регионального продукта (ВРП). Более половины валового регионального продукта России приходится на три экономических района из одиннадцати, причем их доля имеет тенденцию к постоянному росту. Заметно увеличивается доля Центрального и Западно-Сибирского районов. В разрезе регионов в суммарном ВРП растут доли Москвы, Тюменской области. На 10 регионов из 89 приходится 46% суммарного ВРП. В то же время на долю 19 отстающих регионов приходится всего 4% суммарного ВРП.За годы реформ менялись динамика и структура промышленного производства. До 1997 г. общей тенденцией для всех регионов был спад. При этом наблюдалась значительная территориальная неравномерность динамики промышленного производства. С 1997 г. начался медленный постепенный рост в большинстве регионов и экономических районов, который, однако, был прерван дефолтом 1998 г.
Сформировалась сложная ситуация с инвестициями. Динамика инвестиционных процессов в течение всех 90-х гг. характеризуется падением деловой активности. Во всех регионах снизились объемы инвестиций. Главные причины инвестиционного спада имеют макроэкономический характер. В последние четыре года в отдельных регионах инвестиционный климат стал улучшаться. В отраслевом разрезе большая часть инвестиций приходится на промышленность, транспорт, жилищное строительство.
Появились некоторые признаки возможных изменений территориальной структуры экономики. В частности, это проявилось в создании федеральных округов в России и введение в них института полномочных представителей Президента РФ. Здесь можно видеть, с одной стороны, стремление федерального центра укрепить вертикаль государственной власти, повысить эффективность ее региональной политики. С другой стороны, наблюдаются тенденции трансформации экономического пространства России, изменения территориальной структуры, укрупнения территориальных образований федерации.
Во второй половине XX столетия сокращение различий в уровнях социально-экономического развития территорий превратилось в одно из наиболее важных направлений региональной политики развитых государств. Неравномерность развития регионов формируется географическими условиями территорий, наличием природных и трудовых ресурсов, экономическим и социальным потенциалом.
Неравномерность экономического развития территорий России была усугублена недостаточно социально обоснованными рыночными преобразованиями. Противоречивость тенденций равномерности и неравномерности регионального развития ясно просматривается с позиций того уровня, на котором находится данная территория в едином народнохозяйственном комплексе. Она заметна и в плане объективной оценки возможностей ее развития на основе собственного ресурсного потенциала. В рамках национальной экономики неравномерность возникает и на уровне отдельных регионов, входящих в макрорегион, и на уровне крупных экономических районов (макрорегионов). Для устранения первой причины неравномерности в макрорегионе стимулируется тенденция выравнивания уровня развития экономики входящих в него регионов и уровня жизни населения, который должен быть примерно одинаков. Вместе с тем, сами характеристики уровня жизни в значительной степени зависимы от особенностей экономического роста территориальной подсистемы.
Поэтому одной из актуальных проблем российской экономики является сегодня задача выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. От ее оптимального решения зависит эффективность функционирования всей экономики, развитие рыночных отношений, укрепление социальной однородности и сплоченности российского общества. Под выравниванием понимается преодоление существенных диспропорций между регионами в условиях рыночной экономики, т.е. выравнивание в широком смысле экономических и социальных условий. Развитие экономики регионов в процессе выравнивания должно идти в направлении достижения наиболее эффективного функционирования российской экономики как системы региональных экономических подсистем, использующих все преимущества территориального разделения труда.
Государство обязано формировать и проводить активную экономическую политику по отношению к регионам с различными уровнями социально-экономического развития. Эта политика должна быть реальной, дифференцированной и направлена на выравнивание условий экономической деятельности и максимальное использование природных и экономических и других особенностей регионов. Для развитых регионов важна поддержка центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих их хозяйство и экономику страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы. Для слаборазвитых регионов активная экономическая политика должна включать участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения.
Заметное выравнивание регионов по уровню социально-экономического развития не может быть целью ближайшего времени. Практический смысл представляет задача некоторого уменьшения отставания экономически менее развитых регионов от более развитых. Поэтому наиболее приоритетными задачами уменьшения неоднородности экономического пространства становится преодоление тенденции усиления межрегионального социального неравенства. Особенно важно подтягивание регионов, наиболее отставших по уровню жизни. Уменьшение же межрегиональных различий по степени экономического развития выступает главным средством решения социальных задач. Реализация их может быть осуществлена лишь на основе экономического роста.