Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел второй "Механизм и ресурсная база государственного регулирования экономики" - Реализация бюджетного федерализма

    Содержание материала

    Реализация бюджетного федерализма

    не только в России, но во многих странах мира сопряжена с немалыми трудностями. Сложно определить социально-экономические потребности и возможности регионов, обеспечить справедливость в распределении и перераспределении бюджетных средств, согласовать интересы регионов между собой и с центром. В процессе осуществления реформ нередко бюджетные регуляторы из средств экономического воздействия превращаются в средства административно-политические.

    Главная задача межбюджетных отношений — двигаться к оптимуму между самостоятельностью регионов в решении социально-экономических задач и помощью центра. Особого внимания требует разработка принципиальных положений бюджетного федерализма. В идеале должна существовать общая схема распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, установленная на основе экономического анализа регионального развития.

    В настоящее время в России постепенно формируются межбюджетные отношения, которые имеют своей целью, опираясь на единую методологию, задействовать наиболее существенные объективные факторы бюджетного процесса. Задача в том, чтобы сделать данный процесс в значительной степени автоматическим, не зависящим от субъективного влияния органов власти разных уровней, чтобы исключалась необходимость в бесконечных согласованиях показателей бюджетного регулирования. Развитие бюджетного федерализма видится в дальнейшей децентрализации движения финансовых потоков, в повышении роли федерального и региональных бюджетов в территориальном развитии.

    Используя бюджетный федерализм необходимо учитывать специфику местных бюджетов, которая определяется двумя, в определенной степени разнонаправленными факторами. С одной стороны, механизмы формирования местных бюджетов должны обеспечивать реализацию принципа самодостаточности местного самоуправления. С другой, — местные бюджеты являются составной частью единой бюджетной системы страны. Более того, независимость местных бюджетов ограничивается повсеместной практикой определения полномочий местных органов в конституциях государств, а в ряде федераций, — основными законами их субъектов.

    Таким образом, хотя местные бюджеты обособлены (обладают финансовой автономией), бюджетные полномочия местного самоуправления все же определяются государственным законодательством. Об этом, в частности, свидетельствует структура доходов местных бюджетов, складывающаяся из местных налогов, неналоговых доходов, субсидий, займов и

    дотаций из центрального бюджета и (в федеративных государствах) из бюджетов субъектов Федерации.

    Следует отметить, что в конце XX столетия вследствие все более последовательной реализации принципа субсидиарности в распределении полномочий в унитарных и федеративных государствах произошло расширение предметов ведения местного самоуправления. Как результат, расширилась его налогооблагаемая база, прежде всего за счет местного налогообложения, увеличились субсидии из государственного бюджета. Наряду с этим повышение тарифов на коммунальные услуги и расширение хозяйственной самостоятельности местных органов власти привели к увеличению поступлений неналоговых доходов. Местные займы играют в пополнении местных бюджетов традиционно незначительную роль1 . Однако в конце столетия их доля несколько возросла.

    Please publish modules in offcanvas position.