Методология стратегического планирования.
Стратегический план, особенно долгосрочный, охватывает несколько фаз экономического цикла, а то и несколько среднесрочных экономических циклов. Например, при завершении работы над стратегическим планом социально-экономического развития России на период до 2015 г. следует учитывать, что в этот период произойдет переход к очередному среднесрочному циклу (что сопровождается мировым экономическим кризисом в начале десятилетия), а также переход от повышательной к понижательной волне пятого Кондратьевского цикла. Это не может не сказаться на показателях экономической динамики в России, хотя сроки, степень и последствия влияния этих процессов на ее экономику рассчитать трудно.Система показателей стратегического плана должна носить укрупненный, обобщенный и в тоже время достаточно полный, системный характер, позволяющий отражать все основные параметры развития системы. На федеральном уровне стратегический план должен характеризовать множество процессов. В том числе:
—демографического развития, т.е. возможности преодолеть тенденцию к депопуляции, преобладающую в большинстве регионов страны и уфожающую ее будущему;
—социального развития, т.е. уровня и качества жизни населения, здоровья, образования и подготовки кадров, культуры, здравоохранения, социального обеспечения;
—экономического развития, т.е. темпов роста ВВП, структурных сдвигов в экономике, динамики инвестиций, уровней инфляции, укрепления финансово-кредитных институтов, улучшения системы управления экономикой;
—научно-технического прогресса, т.е. динамики науки и инноваций, мер по модернизации экономики на основе новых поколений техники, освоения энергосберегающих технологий, развития информационной сферы и т.д.;
—экологического развития, т.е. показателей воспроизводства и охраны природных ресурсов (геологоразведки, лесного, водного и рыбного хозяйства, мелиорации и повышения плодородия почв), а также мер по уменьшению загрязнения окружающей среды, освоению экологически чистых технологий;
—территориального развития, т.е. сближения уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и федеральных округов, решения межрегиональных проблем федерального значения;
—внешнеэкономических связей, т.е. осуществления интеграционных мероприятий в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Российс ко-Белорусе кого союза, улучшения показателей экспорта и импорта, погашения внешнего долга, ожидаемых изменений валютного курса рубля, развития въездного и выездного туризма, участия в международных программах и т.п.
Все эти показатели взаимосвязаны, влияют друг на друга. Поэтому в стратегическом планировании используется отчетный и перспективный межотраслевой баланс, другие макромодели, позволяющие отражать сложные, многозвенные цепные взаимосвязи подсистем национальной экономики на перспективный период. Необходимо содействовать развитию стратегического мышления у государственных служащих, овладению ими существом и методами стратегического планирования.
Индикативное планирование является типичным инструментом в современной рыночной экономике. Оно, как было отмечено выше, является главной формой конкретного наполнения и реализации стратегических планов. Хотя научные основы индикативного планирования разработаны Н.Д.Кондратьевым еще в 20-е гг., они до сих пор не нашли в России практического применения на федеральном уровне. В некоторых постсоветских странах (например, в Казахстане), а также в отдельных регионах (например, в Республике Татарстан) имеется некоторый опыт разработки и применения индикативных планов.
В странах, где используется такая форма планирования, правительство разрабатывает проекты индикативных планов и представляет их на рассмотрение и утверждение парламента. Аналогичный подход целесообразно использовать и в России для усиления позитивного влияния индикативных планов на социально-экономическое развитие страны.