Система целевых программ.
Если оставить в стороне программы, разрабатываемые предприятиями, холдингами, корпорациями и т.п., то такая система включает программы по четы-' См.: Россия 2015: Оптимистический сценарий. М.: ИЭ РАН-ММВБ, 1999. С. 336-352.
2 См.: Э.Хансен. Экономические циклы и национальный доход / Классики кейнсиаства. Т. 2. М.: Экономика, 1997. С. 362-365.
рем уровням управления. Во-первых, это федеральные целевые программы, полностью или частично финансируемые за счет федерального бюджета. Перечень таких программ составляется Правительством Российской Федерации, далее он рассматривается и утверждается Государственной Думой в качестве одного из приложений к федеральному бюджету на очередной год. Публикация этих программ в открытой печати обязательна. Во-вторых, региональные целевые программы. Они разрабатываются исполнительными органами субъектов Федерации, рассматриваются и утверждаются их законодательными органами. В-третьих, муниципальные целевые программы. Они формируются исполнительными и представительными органами крупных муниципальных образований (например, городов-центров субъектов Федерации). В-четвертых, межгосударственные программы. Их принимают и исполняют государства — члены СНГ, а также другие заинтересованные государства.
По назначению федеральные целевые программы можно подразделить на следующие категории:
а) научно-технические и
инновационные, предназначенные
для
развития новых направлений науки и
техники, освоения и рас
пространения при поддержке
государства базисных иннова
ций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности
отечественной продукции (например, программа
"Развитие
гражданской авиационной техники России");
б) социальные, обеспечивающие решение крупных социаль
ных задач (например, программы
"Старшее поколение", "Дети
России", "Предупреждение и
борьба с заболеваниями социаль
ного характера");
в) экономические, решающие проблемы развития межотрас
левых комплексов и новых отраслей (например,
программа
"Энергоэффективная экономика");
г) экологические, направленные на решение крупных эколо
гических проблем (например, программа "Повышение плодо
родия почв");
д) региональные и
межрегиональные, обеспечивающие
под
держку Федерации в решении
стратегических проблем терри
ториального развития (например,
программа "Сокращение
различий в социально-экономическом
развитии регионов на
2002-2010 гг. и на период до 2015 г.");
е) управленческие программы, концентрирующие ресурсы на важнейших проблемах развития системы управления (например, программы развития налоговых органов и судебной системы).
По срокам действия можно выделить долгосрочные программы (на 10 и более лет) и среднесрочные (на 3-6 лет). На краткосрочный период разрабатывать и утверждать целевые программы нет смысла.