Усиление функций бюджетной системы.
Основными функциями бюджета в рыночной экономике, реализуемыми и в переходной экономике, являются аккумуляция и централизация финансовых ресурсов на нужды государства и общества в целом, регулирование социально-экономических процессов, инвестиционная функция, перераспределение финансовых ресурсов (территориально-региональное, межотраслевое, межведомственное, социальное), функция социальной защиты, стимулирование предпринимательской деятельности (накопления капитала), контроль за финансовыми доходами и расходами государства и взаимосвязанных с ним структур. В переходной экономике России бюджет имеет и особые функции финансового обеспечения перехода к рыночной экономике, формирования макроэкономических параметров и рыночной среды, а также рыночного поведения субъектов экономики.Функции бюджета взаимозависимы, влияют друг на друга. Наиболее тесна связь между функцией стимулирования предпринимательской деятельности, накопления капитала и функцией аккумуляции, централизации финансовых ресурсов. В упрощенном виде она представлена в форме зависимости: чем меньше аккумуляция и централизация средств в бюджете, тем больше стимулирование предпринимательской деятельности и склонность к накоплению капитала. На практике это выражается в уровне (тяжести) налогообложения предпринимательской деятельности, в степени административного, финансового, налогового, валютного контроля, в масштабах и способах бюджетной и другой финансовой поддержки предпринимательства со стороны государства.
Однако было бы неправильным преуменьшать значение других функций бюджета. Например, функция регулирования, воздействия на макроэкономические параметры (процентную ставку, денежную массу, валютный курс) прямо затрагивает интересы и финансовое положение предприятий, банков, финансовых институтов, рынок ценных бумаг. Функция социальной защиты, которую должна выполнять бюджетная система страны, страхует сферу предпринимательства от социального взрыва. Государство, беря на себя бремя социальных расходов, позволяет предприятиям и предпринимателям уменьшать издержки производства и затраты на социальные цели за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли. Затраты государства на образование, культуру и искусство, социальное обеспечение и страхование придают рыночной экономике социальную ориентированность, гуманизируют ее.
Это своего рода стратегическая линия защиты предпринимательства, которое требует эффективного использования наемного труда. Эти вложения государства, освобождают предпринимательство от многих затрат и могут одновременно рассматриваться как вложения в "человеческий капитал ", как инвестиции в подготовку квалифицированной рабочей силы — главного фактора производства. На долю предпринимателей в этом случае приходится лишь функция их текущего содержания (оплаты труда).
В нынешней кризисной ситуации российская бюджетная система недостаточно эффективна в отношении тех функций, которые прямо или косвенно оказывают воздействие на развитие предпринимательства. Основными причинами низкой бюджетной поддержки материального производства и вложений в "человеческий капитал" являются недостаток бюджетных ресурсов и разрегулированность экономических, финансовых, бюджетных, налоговых инструментов, воздействующих на интересы и ожидания предпринимателей и бизнеса в целом.
Формирование бюджета нового типа в России еще не завершено. Решение этой задачи осложнено острым бюджетным кризисом, вызванным в свою очередь-кризисом реального сектора экономики и неэффективностью налоговой системы.