3. Эффективность бюджетной системы
Бюджетный потенциал. Эффективность функционирования бюджетной системы и бюджетной политики в переходной рыночной экономике в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, т. е. способности бюджетного механизма аккумулировать в руках государства финансовые ресурсы. В переходной экономике действуют новые факторы, условия и закономерности, влияющие на
бюджетный потенциал и его динамику, формирующие основные бюджетные пропорции.
Бюджетный потенциал страны характеризует потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджетной системе (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно сформировать государство (фактический объем бюджетных ресурсов, аккумулируемых бюджетной системой). Фактический бюджетный потенциал может быть исчислен в текущих ценах и в ценах с учетом показателей инфляции (реальный бюджетный потенциал — реальные доходы и расходы бюджетной системы).
На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост или падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства.
Как правило, переходной экономике, развивающейся в условиях экономического кризиса, свойственно существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим. В определенные периоды для финансовой политики имеют значение и различия между номинальным и реальным бюджетом. В условиях инфляции возникают инфляционные источники роста доходов и соответствующего инфляционного расширения объема расходов. Напротив, в условиях резкого снижения инфляции бюджет и предприятия теряют инфляционные доходы и, если смена инфляционной конъюнктуры не учитывается в полной мере в финансовой политике, это служит одним из факторов усиления бюджетного кризиса.
Бюджетный потенциал должен рассматриваться в качестве исходной базовой категории при разработке бюджетно-налоговой политики, финансового законодательства, механизма межбюджетных отношений, социальной и инвестиционной политики. Например, за годы рыночных реформ реальный бюджетный потенциал России сократился примерно в три раза. В этих условиях весьма сложной и назревшей проблемой является сдерживание потребительского, социально-иждивенческого
уклона, ведущего к простому перераспределению ограниченных ресурсов и росту фонда потребления за счет ущербной минимизации потенциала производственного накопления.
На практике бюджетный потенциал реализуется через бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды. Поскольку в Российской Федерации в бюджетном законодательстве и в Конституции страны отсутствует понятие государственного бюджета, практика выдвинула в качестве обобщающей категории понятие консолидированного бюджета.
Российский консолидированный бюджет аккумулирует примерно 1/3 ресурсов ВВП, включая некоторую часть единого социального налога. В целом доля конечного потребления государственного сектора после перераспределения бюджетных ресурсов в пользу домашних хозяйств, на обслуживание и погашение государственного долга в Российской Федерации составляет около 1/10 ВВП, что примерно в два раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. При этом на перспективу рост государственного потребления не прогнозируется (см. табл.5).
Структура конечного спроса (на конец периода, в %)
Таблица 5
Показатели |
2000 г(отчет) |
2004 г. |
|
I вариант |
II вариант |
||
Конечный спрос |
100 |
100 |
100 |
Внутренний спрос |
64,0 |
76,0 |
75,0 |
Конечное потребление домашних хозяйств |
37,0 |
45,0 |
44,2 |
Конечное потребление госучреждений |
11,5 |
11,6 |
11,7 |
Валовое накопление основного капитала |
14,4 |
17,5 |
17,2 |
Прочие |
1,1 |
1,9 |
1,9 |
Внешний спрос (экспорт) |
36,0 |
24,0 |
25,0 |
Источник: Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2004 года. Минэкономразвития России. 2001. Август. С. 5.
Вместе с тем положительной тенденцией является некоторое повышение доли ожидаемого внутреннего спроса за счет домашних хозяйств и валового накопления основного капитала. Однако все еще чрезмерно велик удельный вес чистого экспорта (внешний спрос минус импорт). В 2000-2001 годах этот показатель в 1,7 раза превосходил конечное потребление госучреждений России.
Рост государственного спроса способствует расширению внутреннего рынка и подъему отечественного производства. Бюджетная политика может активно способствовать росту емкости внутреннего рынка, если государство встанет на путь поддержки отечественного предпринимательства, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности, сферы услуг и малого бизнеса.
В рамках избранной стратегии бюджетной политики финансовые связи федерального бюджета с реальным сектором экономики лишь слегка обозначены. Это превращает политику модернизации и реструктуризации отраслей и политику экономического роста в формальные политические намерения и лозунги, лишает ее действенных рычагов. Бюджетная система России служит в основном лишь извлечению ресурсов из экономической системы на непроизводственное потребление и обслуживание долгов государства. Возникла ситуация, когда в силу принятых установок бюджетной политики правительство не в состоянии эффективно использовать дополнительные доходы. К тому же и при недостатке инвестиционных ресурсов и многократно повторяемых призывах к иностранным инвесторам фактически замораживает эти ресурсы, извлекает их из экономического оборота.
Необходимо, следовательно, не свертывать, а развивать и диверсифицировать бюджетно-финансовые связи с экономикой, особенно с отраслями производственного характера, активно использовать бюджетные инструменты и бюджетные технологии в регулировании финансовых потоков, направляемых из финансово-кредитной сферы в сферу обращения и воспроизводства промышленного (реального) капитала.
Решение приоритетных проблем структурной перестройки и возобновления экономического роста вызывает потребность в новом типе бюджетно-налогового механизма и новой бюджетно-налоговой политики, характерной особенностью которой должна быть их инвестиционная направленность. Необходимо перейти от бюджетно-налогового механизма фискально-потребительского типа, который существует в настоящее время, к бюджетно-налоговому механизму, обладающему активными инвестиционными функциями.