Эффективность всей макроэкономической политики
в каждом из ее составляющих направлений зависит от того, насколько точно определен существующий в народном хозяйстве объем денежной массы, а также перспективы его директивного увеличения. При этом важным становится не столько определение количества наличных денег в обращении, сколько выяснение того, какой актив на данном конкретном этапе в национальной денежно-кредитной системе становится деньгами, т.е. в той или иной форме выполняет функции денег в совокупности или по отдельности1. В практике макроэкономического регулирования денежной массы различают следующие денежные агрегаты — МО (наличные деньги), Ml (наличные деньги + вклады до востребования), М2 (наличные деньги + вклады до востребования + срочные депозиты), МЗ (наличные деньги + вклады до востребования + срочные депозиты + суммы полученных в рамках национальных границ кредитов).Обесценение обязательств правительства, снижение к нему доверия приводит к такой ситуации в рыночной экономике, которая всем известна под названием "инфляция"1. Обычно она наблюдаются во время войн, революций, политических переворотов, экономического спада и других катаклизмов, когда правительство не справляется с удержанием выпуска своих обяза-
1 В Российской Федерации ни Правительство, ни ЦБ РФ не
предприняли
попытку учесть в объеме денежной массы столь популярную и выяснить, яв
ляется ли у. е. деньгами. (См. Ибрагимова Л .Ф. Рубль — от Центрального
бан
ка, "у. е. — от лукавого?" // Экономическая газета. 2001. № 1).
2 Традиционное определение инфляции — переполнение
каналов обраще
ния бумажными деньгами (денежной массой) сверх потребностей товарообо
рота, что вызывает обесценение национальной денежной единицы и, соотве
тственно, рост цен. — Прим. авт.
тельств в рамках требований по обеспечению товарооборота. Во времена отсутствия катаклизмов такое может происходить при сбоях в системе национальной статистики, при применении неправильной методологии формирования национальных счетов, сбора информации, ее обработки или при условии внесения в систему национальной статистики механизма, заведомо искажающего собираемую, получаемую и обрабатываемую информацию.
Следует сказать, что достоверная статистика лежит в основе научно обоснованного управления экономикой. Измерять — значит управлять. Следовательно, одним из составляющих элементов денежно-кредитной политики является определение, отслеживание и анализ структуры денежной массы, денежной базы, мультипликаторов денежного предложения, компонентов, создающих и поглощающих резервы центрального банка, действие трансмиссионного механизма. Не теряет статистика своего значения и при формировании денежно-кредитной политики государства хотя бы уже потому, что одним из основных показателей состояния денежного рынка является скорость обращения денег. Она показывает сколько раз в год в среднем каждая национальная денежная единица из общей массы денег, находящихся в обращении, используется на приобретение готовых товаров, услуг, работ. Данный показатель рассчитывается как отношение номинального национального продукта к массе денег в обращении.
Правительство на основе статистических данных, полученных по методике формирования национальных счетов, разрабатывает политику, направленную на обеспечение потребностей экономики (макро-, микро-, мини —) в обязательствах государства, т.е. в деньгах. Поэтому денежно-кредитная политика — это правительственная политика, воздействующая на количество денег, находящихся в обращении. Осуществляется она через сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги. Деньги нередко аллегорически называют "языком рынка". Но это возможно только при условии выполнения ими в национальных рамках всех четырех вышеуказанных функций. В противном случае они "деревянеют" и управление ими приводит к нежелательным последствиям — хаосу финансовому, экономическому, политическому.
В современных рыночных экономических системах ответственность за проведение денежно-кредитной политики правительство, как правило, возлагает на центральные эмиссионные банки, имеющие среди прочих функций контроль над деятельностью кредитных организаций, которые "создают", а вернее "множат" деньги за счет выдачи кредитов. Попутно заметим, что в мире существуют и такие страны, где функции денежного агента выполняют министерства финансов и казначейства, например, в Малайзии.
Правительства совместно со своими денежными агентами регулярно разрабатывают денежную и кредитную стратегию, исходя из краткосрочных и долгосрочных тенденций экономического развития как в национальных рамках, так и в мире в целом. Основная цель предпринимаемых государством шагов и мер — не дать упасть стоимости обязательств правительства (денег) как внутри страны, так и на внешних финансовых рынках. Чаще мы встречаемся с иной формулировкой цели денежно-кредитной политики государства, а именно "поддержание национальной денежной единицы". Тем не менее, политическая и экономическая суть упомянутой политики неизменно сводится к тому, о чем говорилось ранее.
Для достижения обозначенной цели формируются основные направления государственной денежно-кредитной политики, складывающиеся из анализа состояния национальной экономики и окружающей ее политической, экономической, финансовой среды и прогноза развития как экономики страны, так и среды одновременно. На основе тщательно проведенного анализа рассчитываются основные ориентиры, параметры и определяются инструменты государственной денежно-кредитной политики. Под инструментами денежно-кредитной политики понимаются механизмы, позволяющие правительству и центральному банку влиять на денежную массу.