Целевые программы
являются важным инструментом регулирования процесса становления и развития цивилизованной смешанной экономики. Они направлены на устранение структурных диспропорций, повышение эффективности функционирования отраслей материального производства и социальной сферы, на обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования.Для повышения эффективности ресурсного обеспечения и реализации целевых программ государства предстоит выполнить ряд условий. Прежде всего необходимо всесторонне учесть мировой опыт организации бюджетного процесса. В частности, большой интерес представляет законодательство Германии, исключающее привлечение так называемых бюджетоза-мещающих иностранных займов и предопределяющее их расходование исключительно на инвестиционные цели. Важно далее изменить сложившуюся практику контроля за целевым и эффективным использованием государственных средств, направляемых на реализацию целевых программ. Ныне она опирается на крайне неэффективную правовую базу, допускает участие самого проверяемого (государственного заказчика программы) в выборе форм и периодичности контроля. В российских условиях целесообразно отработать на конкретных программах принятую в Великобритании многоступенчатую систему, сочетающую внутренний и внешний аудит государственных расходов. Неплохо также было бы сформировать специализированную государственную структуру, независимую как от исполнительной, так и от законодательной власти (как это принято в Германии). Полезно также расширить практику конкурсного размещения государственных инвестиционных заказов в рамках целевых программ с целью минимизации бюджетных расходов.
Что же касается создания условий для привлечения стратегических инвесторов в реальный сектор экономики, то оно связано с развитием федерального и регионального инвестиционного законодательства. Это должно обеспечить существенное снижение инвестиционных рисков, оживление рынка корпоративных ценных бумаг, стимулировать интеграцию промышленного, банковского, торгового капитала и формирование конкурентоспособных финансово-промышленных групп. Кроме того, необходимо развитие соответствующей инфраструктуры для применения таких инвестиционных технологий как лизинг, соглашения о разделе продукции, ипотека и т.д.
Необходимо далее обратить самое серьезное внимание на такие постоянно действующие негативные факторы, как крайняя неравномерность распределения инвестиционного потенциала по регионам страны и огромные различия в региональных инвестиционных рисках. Отмеченное обстоятельство справедливо как для России в целом, так и в отношении каждого из федеральных округов. Например, на территории Центрального федерального округа расположена Белгородская область со средним инвестиционным потенциалом и низким инвестиционным риском, рядом Брянская область — с пониженным потенциалом и высоким риском1. Перечень таких примеров можно множить, но принципиально важным остается то обстоятельство, что существующие структурные диспропорции в уровне
' См.: Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2000-2001 годы // Эксперт. 2001. №41.
развития регионов продолжают углубляться. Имеющиеся различия между регионами-лидерами и депрессивными регионами в душевом валовом внутреннем продукте меньше, чем различия в душевом объеме реальных инвестиций (по разным регионам — от 1,5 до 3 раз).
Противодействие опасной тенденции атомизации российской экономики является важнейшей задачей созданного института Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе1. Важнейшим инструментом решения этой проблемы является эффективная инвестиционная политика, которая могла бы содействовать максимальному использованию благоприятного сочетания таких внешних факторов, как эффект девальвации и благоприятная конъюнктура мировых рынков, для модернизации отечественной экономики, повышения ее конкурентоспособности, в том числе и за счет поэтапного устранения накопленных диспропорций в развитии регионов.
С этой точки зрения к основным механизмам реализации инвестиционной политики на территории федеральных округов следует отнести гармонизацию инвестиционного законодательства субъектов федерации в части защиты прав инвесторов и снижения рисков долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. Ожидаемым результатом такой гармонизации может и должна стать трансформация территории округов в территории с однородными (по возможности) и благоприятными законодательными условиями инвестирования.
Например, на территории Северо-Западного федерального округа выделяются своим продвинутым инвестиционным законодательством Калининградская и Новгородская области. Они занимают соответственно^ первое и второе места в рейтинге инвестиционного риска, публикуемого еженедельником "Эксперт". В тоже время, к примеру, Псковская область выделяется в этом округе повышенными законодательными рисками инвестирования (39 место в рейтинге). Это не означает целесообразности механического копирования законодательных норм нов-
1 Указ Президента Российской Федерации № 849 от 13 мая 2000 г. "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" / Собрание законодательства РФ. 2000 г. № 20.
городцев в Псковской области. Однако же апробированные и давшие позитивные результаты подходы заслуживают более широкого распространения при поддержке уполномоченных органов государственного управления1.
Следующим этапом гармонизации инвестиционного законодательства должно стать формирования единого пространства, благоприятного для инвестиций, на всей территории страны. Его характерные черты — обеспечение стратегическим инвесторам надежных гарантий защиты инвестиций от экспроприации или национализации, гарантированность неухудшения условий инвестирования в течение инвестиционного цикла и возврата средств в случае срыва проектов не по их вине.
Не менее существенна роль инвестиционной политики и в устранении диспропорций развития различных отраслей отечественной экономики. Вместе с тем конкретные инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности целесообразно использовать дифференцированно. Все зависит от рыночных перспектив и потенциальной роли этих отраслей в достижении качественно нового уровня конкурентоспособности экономики страны, обретения ею достойного места в международном разделении труда.
Например, в отраслях, определяющих технический прогресс и располагающих уникальным инвестиционным потенциалом (производство вооружений, космонавтика и авиация, деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная промышленность), необходим прямой государственный протекционизм. Для добывающих отраслей, обладающих высоким экспортным потенциалом и способных к развитию за счет собственных и привлеченных средств, большое значение имеют косвенные механизмы государственного регулирования, формирующие благоприятный инвестиционный климат. Ряд отраслей экономики, где отставание от мировых лидеров достаточно велико (автомобильная промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность)
1 Опыт Новгородской области уже в течение нескольких лет считается практически эталонным. Она признается инвесторами самой благоприятной территорией для инвестирования среди регионов с относительно низким потенциалом. — Прим. авт.
принципиальное значение имеет выбор оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования. При этом особое значение имеет таможенная защита потенциально конкурентоспособного национального товаропроизводителя. Принципиально важным представляется и стимулирование отраслевой и межотраслевой интеграции, чтобы в максимальной степени использовать механизм инвестиционного мультипликатора.