Сбербанк
— это центр организации оборота денег в первичном звене, создающий своего рода основу общей национальной монетарной устойчивости. В условиях перехода страны к рыночной экономике при проведении реструктуризации и повышении эффективности банковского сектора важно, чтобы во взаимодействии с другими органами он играл и роль одного из инициаторов образования единой универсальной и эффективной национальной банковской системы. Важной составляющей рынка сберегательных ресурсов являются социальные фонды. Они заключают в себе значительный объем (порой на весьма длительную перспективу) накопленных и отложенных населением финансовых ресурсов и средств жизнеобеспечения. В совокупности эти фонды равноценны двум третям общей суммы доходов бюджета страны. Это позволяет считать их практически вторым социальным бюджетом.Классическая система страхования от социальных рисков, строящаяся на принципах смешанной экономики, обычно включает в том или ином сочетании государственные, добровольно-общественные и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации. При развитии этой системы важно обеспечивать гарантированную социальную защиту на-
1 См. Банкам не страшны МСФО // Ведомости. 2001. № 195(518). 23.10.
селения от таких вероятных негативных случаев, как потеря трудоспособности, утрата имущества и доходов. Не менее важно исходить при этом из наиболее полного удовлетворения рыночного спроса на услуги по страхованию от социальных, производственных, природных и иных видов рисков. Но страховые фонды как таковые аккумулируют сбережения населения на долгосрочной основе. Следовательно, они не могут не учитываться в качестве потенциала кредитования и инвестирования в экономику.
Возможности указанных фондов проявляются как результат взаимодействия двух групп явлений. С одной стороны, несколько усилилось за последние годы влияние факторов, стабилизирующих хозяйственную ситуацию и стимулирующих движение к более высокому уровню макроэкономического равновесия. С другой, — сохраняется база для расширенного воспроизводства дестабилизирующих факторов внешнего и внутреннего происхождения. Характер их сочетания во многом предопределяет макроэкономические пропорции и выбор мер по корректировке социально-экономической политики.
Кризис отечественной банковской системы привел к оттоку значительной части вкладов в частный сектор, к увеличению массы свободных денежных средств. Однако объем индивидуальной наличности у различных слоев населения значителен, причем основная масса накопления (49%) сосредоточена в среде предпринимателей. Анализ прогнозируемых инвестиций показывает, что 17,1% жителей страны отдают предпочтение приобретению товаров длительного пользования, 6,8% — недвижимости, 15,3% — склонны внести сбережения в банки, 14,5% — собираются направить свои сбережения на ремонт и реконструкцию жилья, дачи или использовать для организации отдыха и т. п.
Рассмотрение основных направлений вложений финансовых резервов населения и домохозяйств показывает, что они осуществляются, главным образом, на региональном и местном уровнях, в непосредственной близости от места проживания людей и от объектов инвестирования. При этом предпочтения отдаются формам, которые представляются понятными и надежными держателям сбережений. Именно эти формы и создают перспективы для развития малого и среднего бизнеса.
Наиболее доступной и широко распространенной формой привлечения средств сегодня является частный кредит — привлечение средств друзей, знакомых, родственников, предприятий-партнеров, доверенных финансовых организаций и теневых структур.
Многие из традиционных финансовых структур практически недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены услуг и сложностей работы с ними. Да и в целом инфраструктура рынка пока не приспособлена для каждодневной оперативной работы со средствами индивидуальных мелких инвесторов. Это крайне ограничивает использование наиболее массового источника концентрации ресурсов и инвестирования. Значит, необходимо повысить эффективность инвестиционной трансформации сбережений населения, делая особый упор на различные формы коллективного инвестирования. К их числу относятся акционерные инвестиционные фонды (в том числе чековые), паевые инвестиционные фонды, коммерческие банки (в перспективе преобразуемые в универсальные и инвестиционные), негосударственные страховые пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы (кредитные союзы) и другие аналогичные организации.
Созданию более благоприятных условий для вовлечения населения в активное производительное использование сбережений должно также способствовать поощрение различных форм кредитной самоорганизации широких масс: кредитных товариществ, кооперативов и союзов. Известно, что институты кредитной кооперации широко развиты во многих странах. Подобные структуры в российских условиях могли бы решить многие накопившиеся проблемы на одном из самых слабых направлений рыночных реформ. Речь идет об организации рынка кредита для малого и среднего предпринимательства на базе развития интереса населения к инвестиционному размещению личных сбережений.