Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел второй "Механизм и ресурсная база государственного регулирования экономики" - Темпы и масштабы и развития ипотечного кредитования

    Содержание материала

    Темпы и масштабы и развития ипотечного кредитования

    в различных регионах должны определяться с учетом перспективной конъюнктуры на рынках жилья, готовности нормативно-правовой базы и меры развития инфраструктуры, а также характера платежеспособного спроса на жилье. Эффективность используемых региональных ипотечных систем повышается в условиях возрастания спроса на жилье и увеличения объемов жилищного строительства. При этом целесообразно привлечение на каждый рубль кредита от 4 до 8 руб. средств населения. Внедрение ипотечного кредитования может дать бюджету дополнительные доходы от 0,8 до 1,5 руб. на каждый вложенный рубль. И их можно направить на дальнейшее кредитование с целью приобретения или строительства жилья. При этом наряду с получаемым экономическим эффектом улучшается и социальный климат в обществе.

    Это подтверждает опыт развития ипотечного кредитования в различных регионах России. Так, в Чувашии на жилищное строительство предоставляются кредиты в виде строительных материалов, что стимулирует работу строительной индустрии региона. В Саратовской области главный акцент сделан на ипотеку земли и создание инфраструктуры под будущее жилищное строительство в виде тепловых и водопроводных сетей, электро и газоснабжения районов жилищной застройки, создания дорог. В ряде регионов отрабатывается проблема эффективного возврата денежного кредита. Так, в Белгородской области практикуется "натурный" возврат кредита на строительство жилья

    в виде произведенных крестьянами продуктов сельского хозяйства. Примечательны системы ипотечного кредитования, ориентирующиеся не на перераспределение расходной части местных бюджетов, а на формирование дополнительных доходов, получаемых в самом процессе жилищного строительства. Это, например, стимулируется региональными ипотечными программами в Пензе, Сочи, Рязани. Наибольший опыт комбинированного использования различных ипотечных программ (более десяти) накоплен в Москве.

    Особое значение имеет создание универсального инвестиционного инструмента, позволяющего крупным, средним и мелким предприятиям, желающим эффективно использовать свои активы, внедрять новые технологии и выпускать конкурентоспособную продукцию, активно привлекая для этого сбережения населения. Первенствующие позиции в этом деле принадлежат лизингу. В большинстве развитых стран он способствует улучшению макроэкономических показателей. Доля лизинговых операций в объеме инвестиций составляет здесь в среднем 10-35%. Например, в США в 1997 г. доля лизинга составляла более 30%, в Великобритании — 36%, а в Германии — 16-17%.

    Об универсальности лизинговых операций свидетельствует многообразие их эффективных объектов и направлений применения в мировой практике. В России развивать лизинг целесообразно как путем расширения круга объектов, так и с помощью конкретизации направлений, делая особый упор на сферу услуг. Широкое использование лизинга, прежде всего в индивидуальном секторе, дает возможности наиболее быстрого и эффективного вовлечения в оборот сберегательных ресурсов.

    Одним из весьма действенных инструментов инвестиционного привлечения сбережений населения ныне становятся инвестиционно-заемные системы. Они дают наибольший эффект при одновременном выпуске трех видов займов: внутреннего облигационного, сберегательного и внешнего валютного. На этой основе достигается перемещение выпусков займов от краткосрочных к долгосрочным. Подобные структуры займов придают системе обслуживания внутреннего долга региона, города, муниципалитета наибольшую гибкость и позволяют повысить устойчивость долгосрочных рынков заимствований на территориях.

    Предлагаемая схема заимствования предполагает полную и обязательную сбалансированность заемной и инвестиционной частей региональных инвестиционно-заемных проектов и программ. Это позволяет в значительной степени предотвратить появление неликвидных финансовых средств (которые некуда вложить) или необеспеченных проектов бизнес-планов (которые нечем финансировать). При этом достигается более высокий конечный возврат средств и повышается уровень оперативного обслуживания займов. В случае необходимости включается дополнительный источник погашения региональных (муниципальных) облигаций, связанный с местным бюджетом.

    Региональные инвестиционно-заемные системы обладают рядом полезных особенностей. Следует отметить их привлекательность для инвесторов. Это объясняется довольно простым порядком мобилизации средств и использования займов, который импонирует мотивации самых многочисленных (и обладающих в сопоставимости немалым финансовым потенциалом) инвесторов. Позитивным качеством данного вида заемных систем является возможность формирования достаточно прогрессивной для развития регионов отраслевой структуры хозяйства в интересах удовлетворения первоочередных социальных потребностей населения. Прежде всего это касается производства продуктов питания, оказания бытовых услуг и, в конечном итоге, повышения качества жизни.

    Следует указать и на такую особенность, как укрепление социальной стабильности при одновременной активизации формирования новых собственников. Создаются дополнительные рабочие места и заметно повышается уровень занятости населения. Отметим также, что с созданием региональных инвестиционно-заемных систем возникает перспектива интеграции и концентрации средств инвесторов в рамках межрегиональной инвестиционно-заемной системы. Это предполагает объединение сил и средств для осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов, более быстрого выравнивания уровней социально-экономического развития различных регионов и территориальных округов, обеспечивает расширение налогооблагаемой базы местных бюджетов.

    Основой расширения возможностей использовать средства населения как источник инвестирования должна быть политика динамичного роста уровня доходов и благосостояния народа. Без этого недостижимо увеличение резервных финансовых ресурсов населения. Опасение, что такое увеличение будет инфляционным фактором, имеет основания лишь в исключительном случае, когда отсутствуют рациональные инструменты и методы вовлечения ресурсов населения в хозяйственный оборот. Если же они найдены и задействованы, то резервные сберегательные ресурсы населения могут стать серьезной финансовой базой динамичного подъема экономики.

    Сдерживающим фактором в эффективном инвестиционном использовании сберегательных ресурсов является практически полное отсутствие на протяжении периода реформ единой концепции и обоснованной долгосрочной стратегии включения резервных средств населения в хозяйственный оборот при обеспечении наибольшей выгоды, как для отдельных граждан, так и для экономики в целом. Учет уроков совершенных ошибок и опора на реалистичное понимание закономерностей развития современного общества требует включать в действие скрытые стимулы тесного экономического взаимодействия физических лиц, домохозяйств, предприятий, фирм и самого государства как непосредственных участников совокупного воспроизводственного процесса.

    При этом следует реализовать следующие принципы привлечения сбережений населения в инвестиции. Необходимо располагать обоснованными приоритетами, которые позволяют регулировать вовлечение средств населения в хозяйственный оборот в соответствии с конкретными целями социально-экономической политики. Нужна, далее, система гарантий благосостояния граждан и домохозяйств, участвующих в размещении своих резервных средств в финансовых институтах, инвестирующих в реальный сектор экономики. Предполагается упорядочение в интересах страны в целом прав, функций и ответственности государства, населения, представителей малого и среднего бизнеса, кредитных организаций в процессе выбора способов и условий привлечения и использования сберегательных средств.

    Нельзя обойтись без учета факторов социальной дифференциации населения при отработке механизмов регулирования и регламентации процессов использования средств граждан в инвестиционных целях. Большое значение имеет широкое внедрение действенных методов экономического стимулирования к использованию резервных сбережений в качестве инвестиционного ресурса на коммерческих началах. Важно, чтобы имеющийся доход собственника на вложенный капитал включал не только сумму, компенсирующую полностью размер возможных потерь, связанных с инфляцией, но и величину дополнительного дохода на капитал не ниже процентной ставки Центрального банка РФ. Наконец, необходима организация регулярного мониторинга и, на его основе, действенного общественного контроля за ходом реализации государственной стратегии формирования и использования рынка инвестиционных ресурсов, привлекаемых за счет резервных накоплений населения.


    Please publish modules in offcanvas position.