Оживление инвестиционной активности банков
в реальном секторе экономики неразрывно связано с увеличением объема "длинных" пассивов, источником которых, по мере формирования благоприятного инвестиционного климата и снижения инвестиционных рисков, должны стать сбережения населения. Для того чтобы эти ресурсы объемом более 25 млрд долл. не лежали мертвым грузом, а работали на развитие отечественной экономики, государство применяет соответствующие инструменты регулирования. Может быть принят законодательный акт о государственных гарантиях по банковским вкладам. Проводится увязка норм обязательного резервирования с продолжительностью вкладов (чем больше срок вклада, тем меньше норма обязательных резервов). Государство способствует развитию инфраструктуры инвестиционного рынка и снижению рисков размещения денежных средств населения в работающих на нем инвестиционных институтах (страховых компаниях, негосударственных пенсионных фондах, паевых инвестиционных фондах). Стимулируется распространение ипотечного кредитования жилищного строительства (см. гл. XVII).Ныне инвестиционная активность банков сдерживается отсутствием у них соответствующих свободных средств и неспособностью предприятий вернуть кредиты по достаточно высоким процентным ставкам (их уровень близок к величине ставки рефинансирования ЦБ РФ, составившей на конец 2001 г. 25%). Поэтому к числу перспективных механизмов стимулирования банковских инвестиций в реальный сектор экономики относятся:
—рефинансирование коммерческих банков со стороны ЦБ РФ, отвечающих установленным критериям надежности, под залог кредитов, платежеспособным предприятиям;
—минимизация банковских рисков на основе применения механизма смешанного государственно-коммерческого финансирования долгосрочных инвестиций и (или) субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам за счет средств бюджета развития по приоритетным инвестиционным проектам1;
—предоставление государственных гарантий по частным инвестициям2, привлекаемым для осуществления приоритетных инвестиционных проектов (при этом максимальный объем гарантий не должен превышать объема привлеченных частных инвестиций, уменьшенного с учетом доли эффекта, получаемого инвестором от реализации проекта).
1 Согласованию интересов предприятий-инициаторов проектов,
внешних
инвесторов и государства при использовании подобных схем могли бы способ
ствовать соответствующие механизмы регулирования, направленные на вырав
нивание доходности всех участников инвестиционного процесса по критерию
равенства дохода на единицу авансированного ими капитала. — Прим. авт.
2 Государственная гарантия — обязательство уполномоченного органа госу
дарственного управления по возврату на условиях, предусмотренных догово
ром, денежных средств инвестору в случае срыва реализации проекта не по
его вине. — Прим. авт.