1. Исходные положения и принципы
Выработка и реализация современной результативной государственной научно-технической политики требуют четкого понимания содержания и функций государственной службы в обеспечении эффективного регулирования экономических, научно-технических, инновационных, инвестиционных и др. процессов в народном хозяйстве. Необходим также оптимальный учет действия объективных законов и закономерностей, обоснованных современной экономической мыслью. В наше время высокого уровня разработки достигли теории общественного воспроизводства, хозяйственных систем, цикличности развития, федерализации смешанной экономики, технологических укладов, инновационного типа развития, экономической устойчивости и безопасности, научно-технологического потенциала и др.
В научно-технической политике проявляется отношение государства к сфере науки, научно-технической деятельности. С экономической точки зрения это отношение государства к человеку, к объединениям людей, занятых научной, научно-технической и инновационной деятельностью, это отношение к результатам научно-технического, инновационного труда, это видение государственными органами роли, значения продуктов научной и научно-технической деятельности в системе общественного производства.
В последние 10—15 лет в развитых странах мира формируются принципиально новый образ науки, обусловленный радикально меняющейся ролью научных изысканий и разработок в экономическом и социальном развитии отдельных трудовых коллективов, регионов, стран. Результаты научного, научно-технического, инновационного труда, особенно в виде системной техники нового типа и базовых новых технологий стали решающими структурообразующими факторами поэтапного перехода на инновационный тип экономического развития хозяйственных систем различного уровня, обеспечения их высокой эффективности и экономической устойчивости в рыночной среде.
Под хозяйственной системой понимают определенным образом упорядоченную совокупность производительных сил и взаимодействующих с ними организационно-экономических отношений. Такая совокупность способна к автономному функционированию. Она целенаправленно организуется для достижения комплексного хозяйственного результата, связанного с интересами трудового сообщества людей, действующих в данной системе.
Научная и научно-техническая деятельность, являются одним из объектов государственной политики и протекают в условиях и рамках различных хозяйственных систем. Значит, государственная научно-техническая политика самым тесным образом связана со структурной, промышленной, инновационной, инвестиционной и др. политиками государства. Последнее призвано в соответствии с его основными экономическими функциями заботиться о создании структуры хозяйственных систем и институциональных условий их функционирования и развития.
В условиях смешанной экономики различные первичные хозяйственные системы находятся в разной степени зависимости от государственных органов (правовой, экономической, ресурсной и пр.). Поэтому социально-экономическая политика в целом, а следовательно и научно-техническая политика государства, усложняются по задачам, направлениям, но особенно по исходным институциональным условиям, по механизму выработки и реализации. Существенно возрастает роль экономических функций государства, особенно таких, как координирующая, мотивационная, аналитическая, контрольная.
Такие компоненты государственной научно-технической политики, как задачи, направления, формы, методы воздействия
и пр., предопределяются состоянием хозяйственных систем, пропорционально выстроенных по единому научно-воспроизводственному циклу, совокупностью их свойств. В числе важнейших следует выделить свойство экономической устойчивости* , способность к самообеспечению. Речь идет о призвании хозяйственной системы воспроизводить в своих рамках основные факторы-ресурсы для развития или создавать условия в том числе финансовые, для их эффективного вовлечения извне в свою хозяйственную деятельность.
Следовательно, государственная научно-техническая политика, как правило, непосредственно не воздействует на научно-техническую деятельность, интеллектуальный труд. Ее назначение в другом — создавать для этого наиболее благоприятные организационные, мотивационные, структурные, ресурсные, правовые предпосылки (условия), содействуя формированию, развитию взаимосвязанных по воспроизводственному принципу хозяйственных систем и развитию их научной, инновационной и в целом деловой активности. Взаимосвязанность научно-технической и структурной государственных политик проявляется в их взаимопроникновении. Научно-техническая политика — составная часть структурной и наоборот.