Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - 3. Внешнеэкономическая политика на федеральном уровне

    Содержание материала

    3. Внешнеэкономическая политика на федеральном уровне

    В современных условиях единственным правовым актом, регулирующим внешнюю экономическую деятельность, выступает федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Однако наметилась практика "развития" положений этого закона. Так, отдельным субъектам Российской Федерации предоставляются эксклюзивные права в сфере внешней хозяйственной деятельности. Заключаются соответствующие соглашения по разграничению компетенций, число которых постепенно растет.

    Какие задачи экономической внешней политики должны решаться на федеральном уровне? К ним относятся формирование концепции, стратегии и основных принципов внешнеэкономической политики России и ее регионов, а также обеспечение экономической безопасности, защиты экономического суверенитета и интересов хозяйствующих единиц и граждан страны, а также субъектов Российской Федерации, включая тех, что находятся за пределами национальной государственной границы. Заметим, что государственное регулирование зарубежной хозяйственной деятельности использует методы тарифного и нетарифного характера. Особенное внимание уделяется единой государственной политике в области сертифицирования экспорта и импорта, валютного контроля за передвижением капиталов через национальную таможенную границу и поступлением валютной выручки.

    Федеральная власть ведает вопросами введения единой для всей территории страны системы стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для людей и природной среды государства в целом и его регионов при ввозе товаров. Она же вводит и правила контроля за этими процессами, осуществляет таможенную политику, правовое регулирование, руководит другими сферами таможенного дела. На федеральном уровне решаются и проблемы валютного регулирования и валютного контроля, регулируется система платежно-расчетных отношений в рамках межгосударственных отношений. Сюда же относится регулирование экспорта-импорта вооружений, военной продукции и технологий, а также продукции двойного назначения, определение порядка технического содействия при сооружении объектов, продукция которых носит военный характер или имеет двойное назначение и др.

    К компетенции федеральных органов власти относится определение порядка экспорта-импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, наркотиков, биологически и генетически активных материалов, животных, растений, находящихся под угрозой исчезновения, частей и дериватов, а также порядка их использования. Они контролируют порядок вывоза-ввоза и использования опасных отходов, экспорт стратегически важных товаров и услуг, а также ввоз и вывоз драгоценных металлов, камней и изделий из них. На федеральном уровне решаются проблемы предоставления государственных кредитов, устанавливается предельная величина внешней задолженности, включая экономическую помощь и техническое содействие, заключаются международные соглашения и договоры о получении займов, кредитов и порядке их использования, в том числе на уровне субъектов федерации. То же самое следует сказать о привлечении банковских, коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации и о контроле за их использованием. Соответственно федеральная власть управляет внешним долгом, организует работы и контроль за погашением внешней задолженности.

    К числу задач федеральных органов относятся контроль за состоянием платежного и торгового балансов, разработка и

    проведение общегосударственной политики привлечения иностранных производительных (портфельных и прямых) инвестиций, регулирование и контроль за российским инвестированием капитала за границу, а также владение и пользование российской государственной собственностью за рубежом. Установление единых и обязательных для всей территории Российской Федерации показателей статистической отчетности, относится к общефедеральной компетенции.

    Функции реализации обозначенных выше задач и целей возложены на Министерство торговли и экономического развития, Министерство Финансов, Государственный Таможенный комитет, Центральный банк, службы валютного и экспортного контроля и др.1. Важной составляющей внешэкономполитики выступает сфера совместного ведения Федерацией и ее субъектами комплекса вопросов. К их числу относятся координация внешнеторговой деятельности регионов, включая их экспортную деятельность в целях обеспечения максимального развития и реализации экспортного потенциала субъектов Российской Федерации.

    Совместно формируются и реализуются региональные и межрегиональные программы внешнеторговой деятельности. То же можно сказать о получении иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов Российской Федерации, об их использовании и погашении. Если бюджет дотационный, регионы обязаны согласовывать величину кредита с Правительством России.

    К совместному ведению относятся выполнение международных договоренностей и соглашений Российской Федерации в части обязательств, затрагивающих интересы конкретных ее субъектов, а также координация деятельности по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли. Информационным обеспечением внешнеторговой деятельности занимаются федеральные и региональные органы.

    'Подробнее о функциональных обязанностях каждого из названных ведомств см.: "Экономика внешних связей России". Раздел 11. М.: БЕК, 1995; Перская В. Внешнеэкономическая деятельность: специфика, государственное регулирование. М.: Петровский двор, 1998; Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П.Фаминского. М.: МО, 1994.

    Государственное регулирование рыночной экономики


    Please publish modules in offcanvas position.