Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - 4. Региональные компоненты

    Содержание материала

    4. Региональные компоненты

    Активизация внешнеэкономической деятельности на региональном уровне — это объективная тенденция хозяйственного развития в условиях рыночной экономики. Своего рода "регионализация внешнеэкономической деятельности" — это условие повышения ее эффективности, особенно внешней торговли. В этой связи перед региональными органами власти стоят задачи эффективной утилизации местных природных и сырьевых ресурсов, использования адекватных форм и видов внешнеэкономической деятельности в интересах сбалансированного социально-общественного развития региона и государства в целом. Особое значение придается формированию региональных программ, согласованных с федеральными целями и задачами в рамках подписанных соглашений о распределении компетенций между отдельными субъектами Федерации и центром. Как правило, такие соглашения включают целый ряд исключительных привилегированных положений в пользу отдельных регионов, позволяющих фактически делегировать функции государства на уровень отдельных субъектов. Таковы соглашения с Саха-Якутией, Татарстаном, Свердловской областью и рядом других регионов.

    Другие субъекты Федерации, не имеющие подобного рода эксклюзивных полномочий находятся в затруднительном положении при реализации внешней экономической политики, поскольку должны строго придерживаться единственного нормативного акта — Закона "О регулировании внешнеторговой деятельности". Он ставит остальные регионы в равные условия, предоставляя одинаковые права по реализации внешнеторговой деятельности. Недостаточный уровень согласованности регионального и федерального звеньев, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, особенно внешнеторговые отношения, наносит существенный ущерб как в сфере таможенного дела, так и производительного использования зарубежных инвестиций. В ряде случаев это снижает рейтинг России на мировом рынке.

    В условиях трансформирования хозяйственного комплекса Российской Федерации выделяются, как правило, три типа регионов, имеющих специфику при организации внешнеэкономических связей. Во-первых, агропромышленные и трудоизбыточные районы (Северный Кавказ, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область и др.). Во-вторых, местности, добывающие, преимущественно минеральные ресурсы и драгоценные металлы (Тюменская область, Саха-Якутия, Татарстан и др.). В-третьих, высокоурбанизированные промышленные регионы (Центр, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток, Приамурье и др.).

    Регионы первого типа имеют реальные предпосылки для привлечения зарубежных и национальных инвесторов с целью создания быстроокупаемых производств, которые ранее зачастую относились к местной промышленности. Это переработка сельхозпродукции, выпуск продуктов питания, развитие сельскохозяйственных производств, хранение сельхозпродукции. Это увеличивает производство продуктов питания, постепенно снижая степень зависимости от импорта. В этих регионах есть реальные предпосылки создания дополнительных рабочих мест в агропромышленном комплексе, в том числе для передислоцируемых и освобождающих рабочие места работников реконструируемых или закрываемых производств.

    В добывающих регионах необходимо формировать среду благоприятного производственно-предпринимательского климата для отечественных и зарубежных предпринимателей и инвесторов. Следует добиваться всемерного снижения издержек добычи ресурсов, их очистки и переработки. Это минимальное требование для реализации их на внешних рынках. В этой связи можно рекомендовать формирование соответствующих программ стимулирования производственного предпринимательства, использования систем льгот и преференций на конкурсной основе в рамках местных бюджетов. Важно прибегать также к помощи нетарифных методов реализации хозяйственной стратегии в регионах данной группы.

    В урбанизированных регионах дела обстоят значительно сложнее. Здесь давно сложилась система градообразующих предприятий, располагающих мощным научно-технологическим потенциалом. Однако предстоит их коренная реструктуризация и препрофилирование в рамках конверсионных программ. Именно эти регионы обладают потенциалом "прорыва" на внешние рынки с инновационной продукцией, не имеющей аналогов в мировой торговле. В этой связи в данных регионах

    целесообразно формировать на локальной территории зоны специального хозяйственного режима, технопарки и инновационные инкубаторы. Они могли бы служить развитию экспортного потенциала страны качественно иного типа, нежели малоэффективная сырьевая ориентация.

    Внешнеторговой политике сегодня не свойственна географическая диверсификация ни в экспорте, ни в импорте. Широкомасштабная либерализация внешней торговли на начальных этапах трансформирования экономики России в силу ряда причин субъективного и объективного характера привела к острой конкуренции между российскими субъектами внешнеэкономической деятельности на одних и тех же товарных рынках, в одних и тех же товарных сегментах. Зарубежные конкуренты ловко использовали разногласия и недобросовестную конкуренцию между российскими внешнеторговыми субъектами. Постепенно они стали завоевывать принадлежащие ранее СССР "рыночные ниши", сталкивая Россию на сырьевые рельсы в экспорте, а также на импорт ширпотреба и продуктов питания.

    Сегодня почти 90% нашего товарооборота сконцентрировано в 20-ти странах. При этом свыше 50% экспорта приходится на рынки всего лишь трех—пяти стран. Для внешнеторговой политики характерными чертами стали отсутствие четких ориентиров, преследование сиюминутных целей новыми участниками внешнеэкономических операций. Практически некоор-динируемое их поведение на внешних рынках, несоблюдение общегосударственных интересов, разовый характер подчас недобросовестных сделок подорвали наши позиции на внешних рынках. К этому добавились бесконечные административные изменения в управленческом аппарате и контролирующих внешнеэкономическую деятельность органах и ведомствах, а также потеря профессионально подготовленного кадрового состава.

    Какими полномочиями обладают субъекты Федерации согласно действующему законодательству? Они наделены правом в рамках федеральных законов принимать свои нормативно-правовые акты, которые конкретизируют федеральные законы применительно к условиям того или иного региона, учитывают его специфику и социально-психологическую среду. Они могут

    участвовать в распределении доходов от внешнеэкономической деятельности с учетом реального вклада региона в отрасль, которая имеет выход на внешний рынок. Им предоставляются дополнительные льготы по отношению к федеральному законодательству, но в рамках их бюджетных доходов. Среди них гарантии, кредиты, налоговые льготы участникам внешнеэкономической деятельности, зарегистрированным на территории того или иного региона. При этом федеральные власти не отвечают по гарантиям своих субъектов, а предоставляемые на региональном уровне льготы, как и меры протекционизма или различного рода рестрикции, не должны противоречить международным обязательствам России и международному праву.


    Please publish modules in offcanvas position.