В сфере внешнеэкономической политики
компетенция регионов довольно широка. Некоторые из них имеют эксклюзивные права согласно соглашениям о разграничении полномочий между центром и отдельными регионами). Кроме того, все регионы вправе развертывать экспортно-импортные операции и иные виды внешнеэкономической деятельности в целях совершенствования структуры экономики региона. Им разрешено кредитование, страхование экспортных сделок регионального значения, налаживание экономического сотрудничества с регионами различных государств (в данном случае несубъекты международного права разных стран оформляют между собой договоры и соглашения). Регионы самостоятельно организуют информационный и технический сервис структур экспортной деятельности. Они могут также курировать экспортно-импортные сделки, представляющие интерес для развития региональной экономики, включая приграничную торговлю.В связи с вышеизложенным представляется объективно необходимой разработка в интересах всей страны целенаправленной прогрессивной структуры хозяйства, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке. Поэтому цели современной внешней экономической политики должны быть сконцентрированы на обеспечении выхода отечественных предприятий на мировой рынок машинотехнической продукции, технологий и информации, капиталов и минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникационным системам. Необходимо последовательно формировать благоприятные торгово-политические отношения с зарубежными странами и с их торгово-политическими группировками и союзами. Россия крайне нуждается в эффективной системе защиты ее внешнеэкономических интересов и приоритетов (валютный контроль, контроль за экономической эффективностью экспорта и импорта и т.д.). Важно сосредоточить усилия на организационно-регули-рующей роли государства и уполномоченных им ведомств в сфере внешнеэкономической деятельности России. Исходя из задач присоединения России к ВТО и в целях формирования международного правового поля экономического сотрудничества, адекватного имеющемуся потенциалу российского хозяйственного комплекса в целом, становится целесообразным в качестве структурных задач внешнеэкономической политики рассматривать нижеследующие направления.
Комплексная программа социально-экономического развития страны до 2010 г. не предполагает кардинального изменения стратегии внешнеэкономической деятельности России. Следовательно, осознанно сохраняется минерально-сырьевая направленность экспорта и не обозначена ориентация на "смену курса" внешнеторговой деятельности. Поэтому, начиная с переговорного процесса о присоединении к ВТО и кончая его предстоящим вхождением в нее, у России сохраняется ориентация довольно длительный период оставаться "сырьевым" придатком Запада. Это существенно мешает соблюдению экономических интересов страны и обеспечению ее безопасности в рамках мирового хозяйства. Обретение Россией места в мировой экономике, адекватного ее реальному потенциалу, оказывается под вопросом. В этой связи принципиальное изменение вектора экспортной стратегии России, обозначение перечня жизненно необходимых приоритетов экспортной политики, обеспечивающих потенциальную конкурентоспособность на мировом рынке и позволяющих обеспечить отказ от невыгодной сырьевой ориентации экспорта — такова сегодня насущнейшая задача.
России сегодня как никогда нужен специализированный орган, занимающийся регулированием и координацией внешнеэкономической деятельности, ее прогнозированием и перспективным планированием. Необходим механизм адаптации к российским условиям используемого странами-членами ВТО инструментария для поддержки отечественных экспортеров,
нетарифной защиты внутреннего рынка, для борьбы с недобросовестными зарубежными экспортерами и обеспечения экономической безопасности.
Такой инструментарий включает экспортные субсидии и механизм их предоставления, разнообразные налоговые кредиты и льготы экспортерам, возможности регистрации экспортеров и работы в офшорных зонах, установление технических барьеров для "добровольного отказа от поставки", введение особых требований к таможенной документации по ряду товарных групп, использование завышенных гостов и других технических стандартов, экологических и медицинских требований, фи-тосанитарных и эпидемиологических норм для отдельных товарных групп. Следует применять компенсационные пошлины, проводить антидемпинговые расследования и принимать соответствующие меры к недобросовестным коммерсантам.
Инструментарий ВТО поможет оказывать правовую поддержку и защищать российских экспортеров на мировом рынке, проводить консолидированную экспортную стратегию с целью ухода от сырьевой доминанты. Важно добиться, чтобы переговорный процесс о вступлении России в ВТО проходил на неди-скриминированной основе, обеспечивал соблюдение принципа экономической безопасности и приоритеты национальных экономических интересов. Среди этих приоритетов — селективность и постепенность присоединения к отдельным соглашениям ВТО, предоставление дифференцированных переходных периодов для различных секторов экономики России (в том числе для приведения в соответствие правового поля), совершенствование законодательных актов по секторам, входящим в компетенцию многостороннего регулирования ВТО, исключая необоснованные односторонние уступки при проведении переговорного процесса.