Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - Соглашения по ТРИМС

    Содержание материала

    Соглашения по ТРИМС

    не позволяют правительствам практиковать такие меры как требование об использовании в производственном процессе предельной минимальной доли местных

    материалов, узлов и комплектующих, а также требование обеспечения равных объемов импорта и экспорта или превышение последнего1. Однако многим странам приходится согласовать положения ТРИМС (начали действовать с 2000 г.) с обязательствами в других создаваемых группировках. Так, инвестиционная зона АСЕАН появится в 2003 г., а программа инвестиционной либерализации АТЭС начнет действовать с 2002 г. для участниц из развивающихся стран. Характерно, что региональные цели превалируют в системе интересов по сравнению глобальными задачами.

    Сегодня в рамках стран ВТО сформированы две точки зрения относительно выработки отдельного соглашения по движению прямых иностранных инвестиций. Первая требует концентрации усилий для ускорения формирования равного "игрового" поля всем участникам инвестиционной деятельности для достижения конвергенции в области торгово-инвестиционной политики. Другая отдает приоритет региональным договоренностям при отнесении целей единообразной координации и сближения уровней развития на будущее. При этом многие основополагающие принципы многосторонней либерализации в сфере капиталовложений включены в региональные соглашения и в 1600 двусторонних соглашений по инвестициям. Например, заслуживают внимания соответствующие положения в рамках ЕС, соглашения НАФТА.

    Попытка разработать многостороннее соглашение в рамках ОЭСР пока не увенчалась успехом в силу несоответствия режима наибольшего благоприятствования преференцированию прямых иноинвестиций, использованию системы субсидий для привлечения последних, недостаточной экологической защищенности от деятельности ТНК и пр. Со стороны развивающихся стран все чаще выдвигается требование многосторонней

    1 Можно привести одну из существующих классификаций ТРИМС, базирующуюся на делении на факторы организации и непосредственно производства (требование долевого участия местных компонентов, рабочей силы, требование импортозамещения за счет применения местной продукции и обязательной передачи технологии и пр.). Аналогично обстоит дело с соотношением выпускаемой продукции и уровня прибылей (контроль над экспортом и содействию экспорту национальных производителей, ограничения на денежные переводы, лицензирование видов деятельности и пр.). — Прим. авт.

    договоренности по трансграничному передвижению физических лиц и либерализации процесса миграции трудовых ресурсов. С этим не соглашаются развитые страны, для которых мобильность капитала соответствует реализации национальных экономических интересов, а неконтролируемое увеличение притока рабочей силы из развивающихся стран явно противоречит как их национальным интересам, так и экономической безопасности.

    Что касается России, то для нее характерны низкие темпы производительного инвестирования экономики из-за рубежа. В чем причины?

    В стране сложился неблагоприятный инвестиционный климат для предпринимательской деятельности национальных производителей в реальном секторе экономики. Это обусловило отток капитала из отраслей материального производства и стимулировало их использование в сфере обращения, услуг и криминализованного хозяйственного оборота. Для России характерен нестабильный правовой механизм хозяйственной деятельности. Имеет место частая смена налоговых и иного рода фискальных норм, что создает неуверенность у хозяйствующих субъектов в завтрашнем дне, в результатах своего труда и стимулирует поиск обходных путей как в рамках правового поля, так зачастую и вне его. Так, формируется постоянный запас ресурсов для продолжения предпринимательской деятельности и ее расширения. Высока в стране степень криминализации хозяйственного потенциала. Это, естественно, предполагает либо союз с криминальными группами, либо платежи за так называемую "крышу".

    Бичом российской экономики стала неудержимая бюрократизация аппарата. Слом старой системы управления хозяйством произведен стремительно, когда новые принципы еще не были сформулированы. Это привело к отсутствию действенного механизма регулирования хозяйственного развития в стране. Вместо этого возникло большое число учреждений и организаций, которые, якобы, заняты процессом регулирования и управления экономикой. На деле результаты их деятельности подчас взаимоисключают друг друга. Отсюда коррупция чиновников, высокие административные издержки на содержание аппарата управленцев и хозяйствующих субъектов.

    Кроме того, неоднородность формирования и развития инфраструктуры рыночного хозяйства в региональном разрезе привели к неравномерному притоку инвестиций из-за границы. На неравномерность поступления денежных средств влияет и обеспеченность регионов топливно-сырьевыми и иными минеральными ресурсами, а также условия доступа к ним и возможной транспортировки к местам потребления или переработки.

    Как свидетельствует практика, зарубежные инвесторы вкладывают капиталы в крупные региональные центры с развитой финансовой инфраструктурой, более высоким платежеспособным спросом. Это не в последнюю очередь определяется соблюдением финансовой дисциплины и равномерностью выдачи заработной платы населению. Предпочтение отдается также сырьевым регионам и регионам, где власти предоставляют на большой срок землю в бесплатное пользование или долгосрочную аренду и обеспечивают прямых и портфельных инвесторов полной и точной информацией.

    Какие меры необходимы в наше время для привлечения иностранных производительных инвестиций? Прежде всего, нужно принять соответствующие правовые и нормативные акты, законы об иноинвестициях, о свободных экономических зонах, о концессиях, внести соответствующие изменения в Таможенный кодекс, фискальную систему налогообложения и т.д. Важно, далее, сформировать доступную (можно и на совместной основе финансирования) информационную базу данных, которая бы своевременно доводилась до регионов и учитывала все наступающие изменения с комментариями ответственных лиц по механизму исполнения той или иной нормы, положения или указа. Обязательным условием является создание единообразной всеохватывающей статистической базы данных, которая бы учитывала прямые вложения на создание предприятий с иностранными инвестициями и средства на банковских счетах, наличную валюту и займы, ссуды и кредиты иностранных финансовых организаций, средства, вкладываемые в пакеты акций предприятий и организаций при первичной и вторичной приватизации, вторичной эмиссии акций и смене владельца. Иными словами, необходим сбор статистической информации в соответствии с международными стандартами.

    Весьма важно скоординировать политику ЦБ РФ и Минфина РФ относительно кредитования объектов под гарантии регионов. Необходимо также исключить практику внеконкурсного кредитования проектов приоритетного характера из источников федерального или регионального бюджета. Нуждается в упрощении и совершенствовании процедура рассмотрения административных налоговых апелляций.

    Большое значение имеет разработка региональных программ по привлечению иноинвестиций (там, где их нет) и нормативно-правовых актов по деятельности инокапитала на территории региона. Следует также предоставить больше полномочий регионам в части решения организационных вопросов, в частности, регистрации предприятий с иностранными инвестициями при капитале более 100 млн руб., усилить координацию работы уполномоченных Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации с деятельностью местной администрации и региональных органов.


    Please publish modules in offcanvas position.