2. Хозяйственные связи со странами СНГ
Интеграционное сотрудничество в пределах постсоветского пространства развивается Россией прежде всего с 11 странами Содружества Независимых Государств (СНГ). За период с 1991 г. экономические связи России с этими государствами претерпели серьезные изменения.
Во-первых, взаимные отношения стремительно и бесповоротно утратили характер внутренних хозяйственных связей в рамках единого экономического комплекса, сложившегося в условиях централизованной плановой экономики. Начиная с 1993 г., когда окончательно распалась "рублевая зона", все страны СНГ строят свои отношения друг с другом на принципах межгосударственных экономических отношений и ориентируются на условия мировой торговли.
Во-вторых, межстрановые экономические связи базируются сейчас на принципах соблюдения суверенитета и национально-государственных интересов стран, входящих в СНГ, независимо от их экономического потенциала. Любое, самое маленькое из государств СНГ, действует на постсоветском пространстве, исходя из собственных представлений об экономической целесообразности, включая двусторонние отношениях с Россией.
В-третьих, весь регион бывшего СССР, считая Россию и ее партнеров по СНГ, а также государства Балтии, перестал быть автаркической зоной торговли, закрытой для мирового сообщества. Эта огромная территория, которую до недавних пор называли "резервной зоной мирового рынка", в ходе развернувшихся политических и экономических реформ оказалась мощно втянутой в мирохозяйственные процессы. Рынок СНГ превратился в настоящее время в место конкурентной борьбы международных монополий и транснациональных корпораций.
В-четвертых, на фоне открытия регионального рынка СНГ происходят процессы его внутренней структуризации, отмечаются тенденции субрегиональной интеграции и формирования экономических группировок отдельных стран как с участием России, так и без нее.
Наметились пока что слабые тенденции к интеграции в производстве и в сфере финансов, стимулируемые проводимыми рыночными реформами. Интеграционная активность рыночных субъектов — бизнеса и финансов — на микроуровне хозяйственных систем преодолевает воздействие негативных факторов как экономического, так и политического свойства. Присутствие российских фирм и банков в экономике стран СНГ все более заметно и уже составляет серьезную конкуренцию предпринимателям из "дальнего зарубежья".
С середины 90-х гг. возрастает активность российского капитала в материальном производстве стран-партнеров по СНГ. Для этого к тому времени были созданы определенные экономические и организационно-правовые предпосылки. В большинстве стран СНГ российский капитал уступает по масштабам своего присутствия капиталу западных государств. Но в некоторых странах (например, в Беларуси и Молдове, а теперь и на Украине) он занимает достаточно прочные позиции.
Российские предпринимательские структуры стремятся внедриться в наиболее перспективные отрасли материального производства стран-партнеров — в топливно-энергетический комплекс (ТЭК), черную и цветную металлургию, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, страхование и некоторые другие сферы.
Взамен хозяйственной интеграции, осуществлявшейся в СССР главным образом административными методами, страны СНГ пытаются в настоящее время найти такие условия для своего взаимного экономического сотрудничества, которые отвечали бы требованиям перехода к рыночной экономике как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективы. Страны СНГ унаследовали ряд системных связей, которые в условиях рыночного хозяйства вполне могут составить основу их экономической интеграции. Это единая информационная система, единая энергетическая система, единые системы транспорта и связи, телекоммуникаций, нефте- и газопроводов, стандартов и технической документации и т. п. Степень развития этих систем выше, чем, например, в ЕС. Следовательно, можно считать, что в основе своей СНГ уже располагает интегрированным и взаимозависимым экономическим пространством. В то же время в существующем виде оно лишено таких важных интеграционных составляющих, как единая валюта и единый платежный союз.
Искусственное, исходя из политических представлений, дробление в 1991 г. экономического пространства бывшего СССР не привело, как указывалось выше, к высоким темпам экономического роста. Напротив, главным образом из-за огромных потерь, которые были вызваны разрушением единого таможенного пространства, а также традиционных экономических связей, существовавших в виде производственной кооперации и специализации, во всех странах СНГ возник острейший экономический кризис. Анализ экономического положения стран СНГ в период после 1992 г. показывает наличие общих для каждой из них кризисных явлений: масштабный спад производства, высокие темпы инфляции, устойчивое ослабление инвестиционной активности, снижение доли накопления в национальном доходе.
На всем протяжении 90-х гг. центробежные силы в СНГ явно преобладали над центростремительными тенденциями. В его
рамках предостаточно принято многосторонних соглашений, на которые могли бы опираться взаимные торговые и кооперационные связи этих стран. Однако подавляющее большинство таких соглашений "не работает". Среди них в первую очередь следует отметить подписанный в сентябре 1993 г. рамочный договор об Экономическом союзе. Он предписывает создание единой финансовой, банковской и валютно-денежной системы, принятие пакета межгосударственных юридически выверенных соглашений, образование наднациональных институтов по регулированию внешнеторговой и внутриэкономичес-кой политики. Однако договор до сих пор не вступил в силу.
Все это нельзя объяснить лишь существованием пресловутых политических амбиций. Существует и ряд экономических факторов. В частности, наблюдается разноскоростное движение стран СНГ к рыночному хозяйству, различная обеспеченность промышленным сырьем и топливом, продовольственными ресурсами, квалифицированными кадрами и т.п. У стран СНГ разные по степени зрелости "рыночные" инфраструктуры. Они значительно различаются по масштабам и характеру либерализации цен, их уровню.
Несмотря на эти моменты, в СНГ можно наблюдать стремление ряда стран договориться друг с другом о взаимном сотрудничестве, путем создания, к примеру, неполных интеграционных группировов. Так, по таможенным проблемам подписано и вступило в действие соглашение между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Выступили с намерением создать интеграционную подгруппу среднеазиатские республики. В целом же договорно-правовая основа экономических связей в пределах СНГ представлена достаточно широкой системой двусторонних соглашений, подавляющее большинство которых имеет долгосрочный характер.
Готовность политических и деловых кругов стран СНГ к взаимодействию объективно ставит перед правительствами стран-членов этой региональной интеграционной группы политическую задачу по форсированному развитию их экономических связей. Однако реализация этой задачи наталкивается на противодействие не только внутренних, о чем речь шла выше, но и внешних факторов. Наибольшее значение среди них имеет тенденция к более быстрому развитию экономических связей каждой из стран СНГ не с другими странами этой группы, а с дальним зарубежьем, в первую очередь, с промышленно развитыми странами Запада.
Экономические связи ряда стран СНГ расширяются с уже сложившимися интеграционными группами. Это особенно касается среднеазиатских республик, а также Азербайджана и Грузии, вступающих в интеграционные экономические отношения с Турцией и некоторыми другими третьими зарубежными странами (экономический союз стран "шелкового пути"). Набирает силу интеграционная группа стран, вошедших в Вышеградский союз Польша, Словакия, Чехия и Украина. Возрастающее значение приобретает сотрудничество некоторых стран СНГ с США, Германией и другими развитыми странами в сфере инвестиций.
Эти направления экономических отношений не имеют хозяйственной связки на микро- и макроуровнях с комплексом экономического взаимодействия в рамках СНГ Поэтому они на современном этапе представляют собою направления альтернативного порядка, усиливающие центробежные тенденции в СНГ.
Все это еще раз подтверждает целесообразность восстановления эффективного взаимодействия между бывшими союзными республиками во имя решения общей задачи стабилизации экономической ситуации в странах СНГ Особенно очевидна проблема преодоления неэквивалентности межреспубликанского обмена. Однако речь не идет о простом возврате к прежней структуре взаимосвязей.
Таблица 24 Доля отдельных стран СНГ во внешнеторговом обороте стран Содружества
Показатели |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
Всего по странам СНГ |
69 |
34 |
25 |
Россия |
57 |
22 |
17 |
Беларусь |
83 |
64 |
60 |
Украина |
78 |
57 |
40 |
Из таблицы видно, что самая крупная страна СНГ — Россия до сих пор не могла, а иногда и не хотела поддерживать своими ресурсами процесс интеграции. Инвестиции из дальнего Зарубежья и ссуды многократно перекрывали внутрирегиональные и стали для многих стран СНГ, по существу, главным условием выживания. Товарооборот России со странами СНГ в период 1992—1999 гг. вырос в 1,3 раза, но при этом развивался очень неравномерно и испытал больше падений, чем взлетов.
Среди стран СНГ главными внешнеторговыми партнерами России выступали Украина, Белоруссия и Казахстан. Далее следует Узбекистан и Молдова. Россия является партнером номер один во внешнеторговом обороте всех стран СНГ. Особенно внушительным значением обладает она в экспорте и импорте Украины.
Таблица 2!
Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ
(в фактически действующих ценах, млрд долл. США)
Показатели |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000*г. |
Оборот |
17,2 |
26,8 |
28,1 |
32,2 |
37,3 |
36,1 |
30,2 |
22,3 |
25,4 |
Экспорт |
11,1 |
15,3 |
14,5 |
15,4 |
17,6 |
18,3 |
15,8 |
12,3 |
13,8 |
Импорт |
6,0 |
11,5 |
13,6 |
16,8 |
19,7 |
17,8 |
14,4 |
10,0 |
11,6 |
Сальдо |
+5,2 |
+3,2 |
+9=0,9 |
-1,4 |
-2,1 |
+0,5 |
+ 1,4 |
+2,3 |
+2,2 |
Источник: "Российский статистический ежегодник". М.: Госкомстат России,
2000. С. 578.
* Оценка Статкомитета СНГ.
В структуре вывоза из России в страны СНГ традиционно преобладают топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, но относительно невелика доля продукции обрабатывающих отраслей. При этом сырьевая направленность российского экспорта усиливается, а доля машиностроительной продукции в вывозе падает. Товарная структура импорта в Россию из стран СНГ примерно такова же, как и из дальнего зарубежья. Его ведущей статьей являются машины, оборудование и продовольственные товары, а также металлы и трубы. В экономических отношениях со странами СНГ Россия в 90-е годы фактически выступала как нетто-импортер машин и оборудования.
Условно считается, что до 1991 г. во внешнеторговом обороте РСФСР на долю остальных республик СССР приходилось примерно 60%. В дальнейшем в результате практически ежегодного сокращения внешней торговли с бывшими советскими республиками их доля в обороте экспортно-импортной торговли России к 2000 г. упала до уровня в 18%.
Одним из главных факторов, препятствовавших в 1990-е гг. развитию экономических связей России со странами СНГ, была высокая степень инфляции в большинстве этих государств. Особенно серьезный удар по этому сектору внешнеэкономической деятельности был нанесен разразившимся в августе 1998 г. валютно-финансовым кризисом в России. Все это предопределило и продолжает предопределять повсеместное развитие хозяйственного взаимодействия фирм и предприятий России и других стран СНГ на бартерной основе. Это не может не обострять проблему межгосударственных расчетов, в том числе по возникшим долгам.