Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - 2. Хозяйственные связи со странами СНГ

    Содержание материала

    2. Хозяйственные связи со странами СНГ

    Интеграционное сотрудничество в пределах постсоветского пространства развивается Россией прежде всего с 11 странами Содружества Независимых Государств (СНГ). За период с 1991 г. экономические связи России с этими государствами претерпели серьезные изменения.

    Во-первых, взаимные отношения стремительно и бесповоротно утратили характер внутренних хозяйственных связей в рамках единого экономического комплекса, сложившегося в условиях централизованной плановой экономики. Начиная с 1993 г., когда окончательно распалась "рублевая зона", все страны СНГ строят свои отношения друг с другом на принципах межгосударственных экономических отношений и ориентируются на условия мировой торговли.

    Во-вторых, межстрановые экономические связи базируются сейчас на принципах соблюдения суверенитета и национально-государственных интересов стран, входящих в СНГ, независимо от их экономического потенциала. Любое, самое маленькое из государств СНГ, действует на постсоветском пространстве, исходя из собственных представлений об экономической целесообразности, включая двусторонние отношениях с Россией.

    В-третьих, весь регион бывшего СССР, считая Россию и ее партнеров по СНГ, а также государства Балтии, перестал быть автаркической зоной торговли, закрытой для мирового сообщества. Эта огромная территория, которую до недавних пор называли "резервной зоной мирового рынка", в ходе развернувшихся политических и экономических реформ оказалась мощно втянутой в мирохозяйственные процессы. Рынок СНГ превратился в настоящее время в место конкурентной борьбы международных монополий и транснациональных корпораций.

    В-четвертых, на фоне открытия регионального рынка СНГ происходят процессы его внутренней структуризации, отмечаются тенденции субрегиональной интеграции и формирования экономических группировок отдельных стран как с участием России, так и без нее.

    Наметились пока что слабые тенденции к интеграции в производстве и в сфере финансов, стимулируемые проводимыми рыночными реформами. Интеграционная активность рыночных субъектов — бизнеса и финансов — на микроуровне хозяйственных систем преодолевает воздействие негативных факторов как экономического, так и политического свойства. Присутствие российских фирм и банков в экономике стран СНГ все более заметно и уже составляет серьезную конкуренцию предпринимателям из "дальнего зарубежья".

    С середины 90-х гг. возрастает активность российского капитала в материальном производстве стран-партнеров по СНГ. Для этого к тому времени были созданы определенные экономические и организационно-правовые предпосылки. В большинстве стран СНГ российский капитал уступает по масштабам своего присутствия капиталу западных государств. Но в некоторых странах (например, в Беларуси и Молдове, а теперь и на Украине) он занимает достаточно прочные позиции.

    Российские предпринимательские структуры стремятся внедриться в наиболее перспективные отрасли материального производства стран-партнеров — в топливно-энергетический комплекс (ТЭК), черную и цветную металлургию, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, страхование и некоторые другие сферы.

    Взамен хозяйственной интеграции, осуществлявшейся в СССР главным образом административными методами, страны СНГ пытаются в настоящее время найти такие условия для своего взаимного экономического сотрудничества, которые отвечали бы требованиям перехода к рыночной экономике как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективы. Страны СНГ унаследовали ряд системных связей, которые в условиях рыночного хозяйства вполне могут составить основу их экономической интеграции. Это единая информационная система, единая энергетическая система, единые системы транспорта и связи, телекоммуникаций, нефте- и газопроводов, стандартов и технической документации и т. п. Степень развития этих систем выше, чем, например, в ЕС. Следовательно, можно считать, что в основе своей СНГ уже располагает интегрированным и взаимозависимым экономическим пространством. В то же время в существующем виде оно лишено таких важных интеграционных составляющих, как единая валюта и единый платежный союз.

    Искусственное, исходя из политических представлений, дробление в 1991 г. экономического пространства бывшего СССР не привело, как указывалось выше, к высоким темпам экономического роста. Напротив, главным образом из-за огромных потерь, которые были вызваны разрушением единого таможенного пространства, а также традиционных экономических связей, существовавших в виде производственной кооперации и специализации, во всех странах СНГ возник острейший экономический кризис. Анализ экономического положения стран СНГ в период после 1992 г. показывает наличие общих для каждой из них кризисных явлений: масштабный спад производства, высокие темпы инфляции, устойчивое ослабление инвестиционной активности, снижение доли накопления в национальном доходе.

    На всем протяжении 90-х гг. центробежные силы в СНГ явно преобладали над центростремительными тенденциями. В его

    рамках предостаточно принято многосторонних соглашений, на которые могли бы опираться взаимные торговые и кооперационные связи этих стран. Однако подавляющее большинство таких соглашений "не работает". Среди них в первую очередь следует отметить подписанный в сентябре 1993 г. рамочный договор об Экономическом союзе. Он предписывает создание единой финансовой, банковской и валютно-денежной системы, принятие пакета межгосударственных юридически выверенных соглашений, образование наднациональных институтов по регулированию внешнеторговой и внутриэкономичес-кой политики. Однако договор до сих пор не вступил в силу.

    Все это нельзя объяснить лишь существованием пресловутых политических амбиций. Существует и ряд экономических факторов. В частности, наблюдается разноскоростное движение стран СНГ к рыночному хозяйству, различная обеспеченность промышленным сырьем и топливом, продовольственными ресурсами, квалифицированными кадрами и т.п. У стран СНГ разные по степени зрелости "рыночные" инфраструктуры. Они значительно различаются по масштабам и характеру либерализации цен, их уровню.

    Несмотря на эти моменты, в СНГ можно наблюдать стремление ряда стран договориться друг с другом о взаимном сотрудничестве, путем создания, к примеру, неполных интеграционных группировов. Так, по таможенным проблемам подписано и вступило в действие соглашение между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Выступили с намерением создать интеграционную подгруппу среднеазиатские республики. В целом же договорно-правовая основа экономических связей в пределах СНГ представлена достаточно широкой системой двусторонних соглашений, подавляющее большинство которых имеет долгосрочный характер.

    Готовность политических и деловых кругов стран СНГ к взаимодействию объективно ставит перед правительствами стран-членов этой региональной интеграционной группы политическую задачу по форсированному развитию их экономических связей. Однако реализация этой задачи наталкивается на противодействие не только внутренних, о чем речь шла выше, но и внешних факторов. Наибольшее значение среди них имеет тенденция к более быстрому развитию экономических связей каждой из стран СНГ не с другими странами этой группы, а с дальним зарубежьем, в первую очередь, с промышленно развитыми странами Запада.

    Экономические связи ряда стран СНГ расширяются с уже сложившимися интеграционными группами. Это особенно касается среднеазиатских республик, а также Азербайджана и Грузии, вступающих в интеграционные экономические отношения с Турцией и некоторыми другими третьими зарубежными странами (экономический союз стран "шелкового пути"). Набирает силу интеграционная группа стран, вошедших в Вышеградский союз Польша, Словакия, Чехия и Украина. Возрастающее значение приобретает сотрудничество некоторых стран СНГ с США, Германией и другими развитыми странами в сфере инвестиций.

    Эти направления экономических отношений не имеют хозяйственной связки на микро- и макроуровнях с комплексом экономического взаимодействия в рамках СНГ Поэтому они на современном этапе представляют собою направления альтернативного порядка, усиливающие центробежные тенденции в СНГ.

    Все это еще раз подтверждает целесообразность восстановления эффективного взаимодействия между бывшими союзными республиками во имя решения общей задачи стабилизации экономической ситуации в странах СНГ Особенно очевидна проблема преодоления неэквивалентности межреспубликанского обмена. Однако речь не идет о простом возврате к прежней структуре взаимосвязей.

    Таблица 24 Доля отдельных стран СНГ во внешнеторговом обороте стран Содружества


    Показатели

    1990 г.

    1995 г.

    2000 г.

    Всего по странам СНГ

    69

    34

    25

    Россия

    57

    22

    17

    Беларусь

    83

    64

    60

    Украина

    78

    57

    40

    Из таблицы видно, что самая крупная страна СНГ — Россия до сих пор не могла, а иногда и не хотела поддерживать своими ресурсами процесс интеграции. Инвестиции из дальнего Зарубежья и ссуды многократно перекрывали внутрирегиональные и стали для многих стран СНГ, по существу, главным условием выживания. Товарооборот России со странами СНГ в период 1992—1999 гг. вырос в 1,3 раза, но при этом развивался очень неравномерно и испытал больше падений, чем взлетов.

    Среди стран СНГ главными внешнеторговыми партнерами России выступали Украина, Белоруссия и Казахстан. Далее следует Узбекистан и Молдова. Россия является партнером номер один во внешнеторговом обороте всех стран СНГ. Особенно внушительным значением обладает она в экспорте и импорте Украины.

    Таблица 2!

    Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ

    (в фактически действующих ценах, млрд долл. США)


    Показатели

    1992 г.

    1993 г.

    1994 г.

    1995 г.

    1996 г.

    1997 г.

    1998 г.

    1999 г.

    2000*г.

    Оборот

    17,2

    26,8

    28,1

    32,2

    37,3

    36,1

    30,2

    22,3

    25,4

    Экспорт

    11,1

    15,3

    14,5

    15,4

    17,6

    18,3

    15,8

    12,3

    13,8

    Импорт

    6,0

    11,5

    13,6

    16,8

    19,7

    17,8

    14,4

    10,0

    11,6

    Сальдо

    +5,2

    +3,2

    +9=0,9

    -1,4

    -2,1

    +0,5

    + 1,4

    +2,3

    +2,2

    Источник: "Российский статистический ежегодник". М.: Госкомстат России,

    2000. С. 578.

    * Оценка Статкомитета СНГ.

    В структуре вывоза из России в страны СНГ традиционно преобладают топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, но относительно невелика доля продукции обрабатывающих отраслей. При этом сырьевая направленность российского экспорта усиливается, а доля машиностроительной продукции в вывозе падает. Товарная структура импорта в Россию из стран СНГ примерно такова же, как и из дальнего зарубежья. Его ведущей статьей являются машины, оборудование и продовольственные товары, а также металлы и трубы. В экономических отношениях со странами СНГ Россия в 90-е годы фактически выступала как нетто-импортер машин и оборудования.

    Условно считается, что до 1991 г. во внешнеторговом обороте РСФСР на долю остальных республик СССР приходилось примерно 60%. В дальнейшем в результате практически ежегодного сокращения внешней торговли с бывшими советскими республиками их доля в обороте экспортно-импортной торговли России к 2000 г. упала до уровня в 18%.

    Одним из главных факторов, препятствовавших в 1990-е гг. развитию экономических связей России со странами СНГ, была высокая степень инфляции в большинстве этих государств. Особенно серьезный удар по этому сектору внешнеэкономической деятельности был нанесен разразившимся в августе 1998 г. валютно-финансовым кризисом в России. Все это предопределило и продолжает предопределять повсеместное развитие хозяйственного взаимодействия фирм и предприятий России и других стран СНГ на бартерной основе. Это не может не обострять проблему межгосударственных расчетов, в том числе по возникшим долгам.


    Please publish modules in offcanvas position.