Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - 4. Таможенный союз и углубление интеграции

    Содержание материала

    4. Таможенный союз и углубление интеграции

    Благодаря осознанию правомерности концепции о разноскоростной интеграции, Россия и ряд других стран СНГ пришли к выводу о целесообразности создания таможенного альянса. Договор о создании Таможенного союза был подписан 6 января 1995 г. Россией и Белоруссией, а затем этими странами с Казахстаном. Как экономическое объединение государств он основывается на следующих принципах.

    Во-первых, необходима единая таможенная территория стран-участниц Таможенного союза. Ее формирование требует, чтобы в торговле между участниками Союза товарами, произведенными на их территории, не было таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений. Необходимо также, чтобы в отношениях с третьими странами действовали одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования внешней торговли. Механизм взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями должен основываться на едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Во-вторых, всякий таможенный альянс опирается на однотипный механизм регулирования экономики, базирующийся

    на рыночных принципах в хозяйствовании и унифицированном законодательстве. Страны-участницы Союза обязаны унифицировать внешнеторговое, таможенное, валютно-финансо-вое, налоговое и другое законодательство затрагивающее сферу внешнеэкономической деятельности. Речь идет об экономических условиях хозяйствования на основе рыночных принципов, обеспечивающих равные возможности и гарантии для субъектов хозяйственной деятельности государств договаривающихся сторон, о ценовой политике, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле, о недопущении недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, об интеллектуальной собственности.

    Основной принцип распределения таможенных пошлин, налогов и сборов, предусмотренной Соглашением состоит в следующем: а) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара; б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой Договаривающейся Стороны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится.

    К 1998 г. Таможенный союз в основном завершил первую стадию своего развития. Постепенно обеспечивается свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Гармонизируется хозяйственное законодательство. Согласовываются денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и валютная политика. В общих чертах организован совместный таможенный контроль на внешней границе Таможенного союза. Последовательно снимается таможенный контроль на общих границах. Формируется единая для таможенных органов автоматизированная система контроля за доставкой товаров.

    Намечается широкий комплекс мер по обеспечению равных прав граждан России и Белоруссии в получении образования, в трудоустройстве, в оплате труда. Вводятся единые стандарты социальной защиты. Впоследствии к Таможенному союзу вслед за Казахстаном присоединились Киргизия и Таджикистан. Для

    управления процессом интеграции создаются Межгосударственный Совет на уровне глав государств и правительств, Исполнительный орган Интеграционный Комитет и Межпарламентский Комитет. Важно отметить, что Россией и другими участниками Таможенного Союза в настоящее время воссоздаются единые энергетическая и транспортная системы.

    5. Ближайшие задачи

    Российская Федерация проводит политический курс, направленный на расширение и углубление экономических связей со странами СН Г. Договорно-правовая основа этих связей достаточно проработана в тех случаях, когда речь идет о двусторонних отношениях. Участие в многосторонних соглашениях стран СНГ до сих пор, к сожалению, трудно назвать эффективным и успешным. Это объясняется прежде всего недостаточной проработанностью механизма выполнения таких соглашений, особенно, по вопросам, относящимся к сфере валютно-финансовых и кредитных операций. Эта совокупность вопросов может характеризоваться как наиболее уязвимая и в системе двусторонних отношений России со странами СНГ в рамках, как зоны свободной торговли, так и Таможенного союза.

    В России вопросами отношений в рамках СНГ занимается Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. К положительным результатам работы специалистов этого министерства следует отнести их вклад в подготовку и оформление всей совокупности сегодняшних соглашений и других правовых документов, касающихся взаимоотношений России со странами СНГ. В то же время обращает на себя внимание отсутствие специальной федеральной программы по данному вопросу. Не определены главные направления сотрудничества в рамках СНГ в Законе Российской Федерации о внешнеторговой деятельности

    Недостаточной следует назвать работу по содействию производственной кооперации между крупными машиностроительными предприятиями России и других стран СНГ. До сих пор не решены давно назревшие вопросы об образовании Союза инвесторов стран СНГ, о формировании единой системы экспертных оценок инвестиционных решений, организации информационного взаимодействия при принятии таких решений и т.п.

    Происходящие процессы формирования общего экономического пространства стран СНГ на базе рыночных отношений с последовательным, несмотря на ряд серьезных трудностей и проблем, устранением ограничений в движении через границы товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов являются важнейшей предпосылкой развития экономики России.

    Параллельно с образованием зоны свободной торговли и Таможенного союза будут создаваться предпосылки достижения двусторонних и многосторонних договоренностей о формировании Платежного союза стран СНГ. Это позволит начать процесс отмены ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств и достижение цели по разрешению проблем платежно-расчетных отношений.

    Качественно новые элементы экономической интеграции отдельных стран СНГ будут реализовываться в связи с подписанием в марте 1996 г. Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизстаном "Об углублении экономической интеграции в экономической и гуманитарной областях" и подписанием Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "Об образовании Сообщества".

    В торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ может реализоваться предпосылка к улучшению товарной структуры российского экспорта благодаря увеличению в нем доли готовых товаров, прежде всего машинотехнической продукции. В импорте из этих стран на уровне, обеспечивающем потребности российской экономики, должны поддерживаться поставки важнейших для России минерально-сырьевых ресурсов и продукции, запасы и производство которых сосредоточены в основном на территории других стран СНГ. В результате, вполне возможно, что доля стран СНГ в российском экспорте в первое десятилетие XXI века составит не менее 20%, а доля в импорте около 25%.


    Please publish modules in offcanvas position.