1. Экономическая безопасность страны
Современное социально-экономическое положение России определяет необходимость учета новых предпосылок управления активной производственно-хозяйственной деятельностью. Среди них особая роль отводится поддержанию должного уровня уверенности хозяйствующих субъектов в долговременном функционировании экономически обусловленных "правил игры" в обстановке рыночных отношений как предпосылки поиска и применения инструментария экономического развития.
Внутреннее положение страны зависит от использования ресурсного, демографического и интеллектуального потенциалов, от поддержания престижа в межгосударственных отношениях. Все это является определяющим при разработке доктрин развития и на национальном и на мировом уровнях, ибо выражает суть диалектического процесса существования и функционирования динамических хозяйственных систем.
Состояние защищенности от неблагоприятных и вредных для нормального функционирования и прогрессивного развития системы воздействий определяется понятием безопасности. Оно характеризует некую философию существования живого,
его жизнедеятельности и развития, избегая или сокращая потенциально возможные размеры вреда. Суть состояния, характеризующего безопасность, исходя из физиологических рефлекторных процессов жизнедеятельности, приобретала с развитием человеческого общества все более социальный аспект. Возникла возможность по-разному реагировать на обеспеченность потребностей человека в изменяющейся окружающей среде в связи с духовным и научно-техническим прогрессом.
С развитием общественных отношений категория "безопасность" также претерпевала значительные изменения. На уровне общественного сознания безопасность определяется как отсутствие потенциальной вероятности нанесения вреда, сохранность, надежность. Это понятие употребляется применительно к самым различным процессам, как природным, так и социальным. Оно отражает не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной, специфической сфере деятельности, но и включает в себя то общее, типическое, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности человека и общества. Это общее состоит в том, что безопасность как условие и стратегия защиты от опасности нацелена, в конечном счете, на выживание социальной системы, личности, общества и государства.
При анализе проблем безопасности в последнее время все большее внимание уделяется национальной безопасности. В отечественной социально-философской литературе и в официальных документах этот термин стал употребляться сравнительно недавно. В источниках западных стран им пользуются уже значительное время. Термин "национальная безопасность" определяет состояние, когда надежно защищены жизненно важные политические, экономические, социальные, экологические, духовные, военные и другие интересы страны (нации), когда к минимальному уровню сведено действие реальных и потенциальных внутренних и внешних вредных воздействий, кризисных ситуаций и обеспечиваются благоприятные возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства.
Ключевая роль в уяснении сущности безопасности принадлежит социально-экономическому подходу. Его реализация позволила исследовать явление в контексте диалектики объективного и субъективного, материального и духовного, его вклюценности в социокультурное пространство общества, выявить такие стороны, которые должны находиться в поле зрения политиков. Недопонимание этих процессов приводит к тому, что безобидные различия между социальными группами и государствами порой стремительно превращаются в существенные противоречия, а затем и в агрессивность. Политики очень часто не успевают приспособиться к новой ситуации, в результате чего оказываются неподготовленными к самому неблагоприятному развитию событий.
При всей важности различных аспектов безопасности как обобщающего понятия защищенности человека в его жизнедеятельности основополагающим базисом ее обеспечения признается хозяйство. Хозяйство или экономика — это совокупность производственно-потребительских отношений, определяющих единый комплекс создания, распределения и обмена продукции, товаров и услуг, форма существования и развития конкретного организма хозяйственной системы, индивидуума (личности) и их общности. С этих позиций можно говорить об основных элементах безопасности, включая ресурсные, энергетические, продовольственные, обретающие экономическое выражение информационные, интеллектуальные и психологические аспекты деятельности, финансовые потоки, социально-политические и военно-оборонительные направления.
Неоднозначность факторов оценки существенно осложняет решение многих хозяйственных задач в современном быстро меняющемся мире. Приоритеты безопасности все больше склоняются на экономическую доминанту, но не являются раз и навсегда заданными. Они меняются в зависимости от исторического периода развития государства, а также под воздействием сдвигов в международной обстановке.
Отражающим совокупность официально принятых взглядов на принципы и сущность направлений обеспечения экономической безопасности является концепция, содержание которой рассматривается базой разработки конкретных программ достижения поставленных целей и задач. В качестве основных документов выступают предложения по характеристике внешних и внутренних угроз экономического характера, определение и мониторинг факторов воздействий на устойчивость социально-экономической системы государства на среднесрочную и краткосрочную перспективу, критериев и параметров оценок соответствия интересам в области экономики.
Важной задачей формирования концепции является усвоение методических подходов к выявлению причинно-следственных связей в совокупности обстоятельств, определяющих экономическую безопасность. Практической задачей является анализ примеров и ситуаций, складывающихся в отношениях хозяйствующих субъектов. Пути решения включают идентификацию угроз и потерь, позволяющую предлагать меры по их преодолению, адекватные социальным и силовым способам обеспечения экономической безопасности.
Целостное концептуальное видение проблемы экономической безопасности выделяет те или иные стороны, определяющие систему условий, критериев и показателей, организационных форм и механизмов защиты национальной экономики от различного рода угроз и ущербов системе национально-государственных интересов. Последние фиксируют и выражают то общее, что объединяет цели различных субъектов экономики. Национально-государственные интересы аккумулируют в себе развитие и использование экономического потенциала и экономической мощи государства, состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания, геополитические и геоэкономические позиции в современном мире.
В этой связи актуальной является проблема выработки концепции национального развития России и определения его приоритетов, учитывающих масштаб и динамику экономики, эффективность использования ее потенциала, степень развития рыночной инфраструктуры и финансовой системы, открытость экономики, состояние интеллектуального потенциала, уровень инновационности, социально-политическую стабильность и степень государственного воздействия на социально-экономические процессы.