Количественные параметры (числовые значения) экономи ческой безопасности
меняются во времени в зависимости от международной политической и военной ситуации, от степени вероятности возникновения тех или иных угроз, новых научно-технических открытий и потребностей людей, общества и государства. Отражая пределы допустимого колебания с позиции национальных интересов, они получили название пороговых.Из сказанного следует, что пороговые (критические) значения при оценке уровня экономической безопасности должны отражать сущностные, а не второстепенные черты состояния экономики и складывающихся в ней пропорций и состояний между элементами и факторами воспроизводства, полно и всесторонне отображать национальные интересы государства в развитии экономики. Они призваны весьма четко указывать на тенденции и силы, противостоящие угрозам и защищающие национальные экономические интересы, обеспечивая при этом возможности международных сопоставлений. Критические значения должны обладать достаточной степенью конкретности и определенности, чтобы давать однозначную характеристику фактического состояния хозяйственной деятельности с позиций экономической безопасности.
Выделение пороговых значений сталкивается с многочисленными трудностями. Во-первых, при принятии решений следует учитывать не один, а совокупность критических показателей. Отклонение от нормы одного — двух параметров далеко не всегда точно характеризует общую ситуацию в экономике страны. Во-вторых, политические и социально-экономические особенности общественной жизни заставляют с большой осторожностью использовать унифицированные показатели экономической безопасности, разработанные и применяемые за рубежом. Критические точки экономического положения, выход за которые недопустим в одних странах, могут быть допустимы или даже приемлемы в других. В-третьих, в различных странах приняты свои методики сбора и обработки статистической информации, касающейся экономической безопасности. Это затрудняет возможность их применения в России. В-четвертых, нельзя исключать того, что в официальной отчетности или исчезают, или искажаются важные показатели, характеризующие реальный процесс функционирования экономики и динамику кризисного развития.
Динамичность экономических отношений ориентирует на использование в экономической политике показателей, характеризующих темпы развития. Важным компонентом такого анализа становятся соотношения прироста ВВП на душу населения с приоритетными характеристиками активной хозяйственной деятельности. Поэтому направления экономической
политики государства при его регулирующей роли становятся определяющими факторами, а численные характеристики хозяйственной деятельности — показателями экономической безопасности.