Преступность
, криминализация общественных отношений представляет реальную угрозу для государства и общества. Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества стали объективными факторами, способствующими росту преступности и коррупции.Опасность заключается в образовании криминально-синдикалистской экономики со всеми присущими ей атрибутами: коррупция, монополизм в приоритетных сферах хозяйствования, насилие, безнаказанность за совершаемые противозаконные действия. Организованные преступные формирования извлекают из недостатков правоохранительной системы больше выгод, чем законно действующие коммерческие структуры. Негативные процессы, происходящие в динамике и структуре регистрируемых преступлений, являются следствием идеологических, политических, социально-экономических издержек, а также ошибок, своевременно не устраняемых недочетов законотворческой и правоприменительной практики.
Активное противодействие организованной преступности должно стать приоритетным направлением стратегии национальной безопасности. Реализация ее положений может быть достигнута мерами политического, экономического, правового и организационного характера. Объединение политической воли руководителей государства, целенаправленных действий законодательных и исполнительных органов государственной власти всех уровней и общественности способно подорвать экономические основы криминальной среды и обеспечить оперативную разработку лидеров организованных преступных формирований.
Важным направлением деятельности по обеспечению экономической безопасности стало противодействие отмыванию преступных доходов. Их наличие свидетельствует, что в свое время не были раскрыты преступления, которые порождали эти
доходы. Тем не менее, пресечение отмывания и привлечение к ответственности лиц, их совершивших, мера весьма необходимая для стабильного функционирования экономики страны. Сложность ситуации в том, что криминальное искажение системы денежных и товарных потоков и концентрация преступности в отдельных регионах ставят под угрозу экономическую безопасность и целостность страны.
Истории человечества известны только два пути решения этой задачи. Либо всеподавляющая центральная власть, либо придание реальной силы либеральному демократическому законодательству. Возможности последнего пути решения данной проблемы в России могут окрепнуть лишь по мере оживления производственного сектора экономики. Дело, в частности, в том, что в сфере материального производства неудобнее, труднее воровать, чем в сфере обращения. Поэтому промышленность фактически гораздо менее криминализована, чем финансы и торговля. Восстановление подобающего веса материального производства в экономической системе естественным образом создает объективное основание для сталкивания криминального сектора экономики вниз от порогового уровня жизнеспособности национальной экономики. Большинство вызовов и угроз — как актуальных, так и потенциальных может быть нейтрализовано или ослаблено путем разработки средств преодоления кризисных явлений, укрепления государственных институтов, а также путем проведения эффективной экономической политики.