2. Концепция маркетинга в промышленной политике
Экономически развитая страна должна производить материальных благ, в том числе услуг (с учетом внешнего товарообмена), несколько больше, чем потребляет, обеспечивать эффективный сбыт произведенного продукта. Исходя из этого, маркетинг в промышленной политике приобретает первостепенное значение. Анализ спроса и предложения, который отражает состояние рыночной конкуренции, формирует и направления государственной промышленной политики. В период кризиса именно государственное регулирование выступает инструментом поддержки рыночных отношений. При этом, выбирая направления развития промышленности, оно ориентируется на удовлетворение текущего и перспективного спроса.
Таким образом, рыночные факторы служат главным ориентиром развития промышленности России. Поэтому при определении ее будущей структуры, выработке инвестиционной политики и мер государственного управления необходимо учитывать потребности внутренних товарных рынков в товарах в услугах, возможности выхода на мировые рынки с конкурентоспособными товарами, сложившуюся технологическую специализацию промышленности, инвестиционные способности предприятий, государства и коммерческих структур.
Эти положения лежат в основе маркетинговой концепции развития промышленности. Ее основное содержание сводится к следующему. Конечные результаты функционирования промышленности проявляются в сфере рыночного товарообмена и реализации, решения производственных, воспроизводственных и социальных задач. Следовательно, промышленность следует представлять как материальную базу выпуска определенной совокупности товаров для внутреннего потребления и эффективного товарообмена. Реализация этих товаров обеспечивает удовлетворение потребностей общества, формирование государственного бюджета, материальных и финансовых ресурсов.
С экономической точки зрения в основу промышленной политики России должны быть положены строго определенные требования. Это прежде всего, удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей России в промышленной продукции и услугах при максимизации экономических результатов с позиций формирования государственного бюджета (увеличение налогооблагаемой базы, доходов от эксплуатации государственного имущества и т.д.). Необходимы далее активизация внешнеэкономических связей, превышение вывоза над ввозом, т. е. создание положительного сальдо внешней торговли для продукции обрабатывающей промышленности. Особо важна социальная направленность развития промышленности, сохранение и увеличение занятости населения, обеспечение роста его покупательной способности, объемов потребления. Наконец, следует добиваться всемерной экономии природных ресурсов и улучшения экологической ситуации.
Совокупным результатом выполнения этих требований является (для мировой практики стабильное) повышение рыночной эффективности промышленного комплекса. Оно означает увеличение объемов реализации промышленных товаров на внутреннем и внешних рынках с учетом требований ресурсосбережения. Таким образом, эффективность промышленного производства зависит от структуры производимых товаров и может быть достигнута только на основе эффективной товарной специализации промышленности, соответствующей потребностям рынков, и обеспечиваемой созданной технологической базой.