3. Товарная и технологическая специализация
Основным результатом маркетинговой стратегии развития промышленности является выработка ее рациональной товарной специализации. В рыночных условиях хозяйствующие субъекты сами определяют структуру
и объемы выпускаемой продукции. Роль государственной промышленной политики сводится к выработке оптимальной стратегии в сфере производства наиболее эффективных и перспективных товаров, обеспечивающих экономический рост, созданию для них режима наибольшего благоприятствия, условий для их технологического развития.
В первую очередь, к товарной специализации отечественной промышленности следует отнести перспективные товары внутреннего массового потребления. Материальная база их производства должна получить приоритетную возможность получения льготных кратко- и среднесрочных инвестиционных кредитов. Техническое перевооружение этих производств с одновременным переходом на выпуск конкурентоспособной продукции позволит увеличить товарооборот, оживить отрасли легкой промышленности и некоторые отрасли машиностроения. Научно-техническим обеспечением эффективности инвестиций должны быть технологический и товарный заделы, созданные в этих отраслях или закупленные зарубежные лицензии. Разумеется, инвестиционная политика первого этапа должна носить селективный характер.
Государственными органами для поддержки и стимулирования выбираются прежде всего товары достаточно высокого качества и потребительских свойств, способные по цене конкурировать с импортируемой в настоящее время на рынки России продукцией. Поддержки заслуживают также предприятия с достаточно устойчивым финансово-хозяйственным положением, потенциально способные выдержать конкурентную борьбу на соответствующих рынках.
Целевое инвестирование и селективная поддержка применяются к конкретным товаропроизводителям, отнесенным к товарной специализации российской промышленности. Для этого нужна экономическая оценка возможности их выхода на внутренний и внешний рынки, оценка материально-технической базы предприятия с позиции ее потенциальной эффективности, возможностей обновления и перепрофилирования на выпуск новых товаров и выхода с ними на отмеченные рынки. Оцениваются также возвратность инвестиций, рост поступлений в бюджет и т. д. Предприятия, техническое перевооружение которых экономически нецелесообразно, должны быть подвергнуты банкротству.
Предлагаемый подход позволяет выделить конкурентоспособные и профильные предприятия оказывать им государственную поддержку, принимать экономические меры по сдерживанию и прекращению деятельности непрофильных и неэффективных производств.
Для реального формирования рыночной специализации народного хозяйства в рамках государственной промышленной политики необходимо очень многое. Начать с того, что крайне нужны маркетинговые исследования рынков основных товаров, выпускаемых промышленностью, определение их конкурентоспособности по потребительским свойствам и цене, выявление перспектив развития соответствующих рынков. Далее на основе имеющейся технологической базы следует сформировать перспективную товарную специализацию промышленности, включающую уже выпускаемые и новые товары для выхода на рынки. Очень важно также выработать краткосрочную (на 1—2 года) инвестиционную программу, обеспечивающую развитие производств, соответствующих товарной и технологической специализации промышленности, на современной технологической базе и оказывать отобранным предприятиям другие меры поддержки. Для частных промышленных предприятий результаты маркетинговых исследований носят справочный характер, но могут быть условием их государственной поддержки.
Особую роль в развитии эффективной товарной специализации промышленности играет определение перспективных товаров (товарных групп), разработанных научными организациями и промышленными предприятиями, но еще не выпускаемых. Это ни что иное, как потенциальный, но эффективный и конкурентоспособный товарный задел. Налаживание производства таких изделий должно стать основным условием поддержки предприятий Правительством в рамках государственной промышленной политики. Их выделяют на основе согласования общей долгосрочной маркетинговой стратегии с бизнес-планами предприятий после проведения независимой экспертизы. В бизнес-планах содержится анализ рынков новых товаров, их конкурентоспособности, цен и возможных (если не гарантированных) объемов сбыта на основных товарных рынках. Принципиальная схема информационно-маркетингового обеспечения промышленности приведена на схеме 14.
Схема 14. Промышленная политика России и ее информационно-маркетинговое обеспечение
Государственная промышленная политика предполагает формирование трех массивов информации. Во-первых, информации о реализации товаров на рынках (по принятой классификации) в товарных группах, выпускаемых промышленностью. Во-вторых, сведений о возможностях промышленных предприятий выйти на эти рынки с конкурентоспособной продукцией. В-третьих, конкретные данные о вероятных эффективных товаропроизводителях'.