Анализ структуры и динамики товаропотоков
является важным элементом промышленной политики. Он позволяет выявить товары пользующиеся повышенным спросом на тех или иных рынках, определить страны и регионы их потребителей, оценить эффективность и интенсивность сложившихся связей. Источником информации о выпускаемых товарах служат статистические справочники об основных видах продукции, выпускаемых промышленными предприятиями, и другие коммерческие источники. Обработка этой информации позволяет получить первичный массив конкурентоспособных товаров по соответствующим рынкам.Информация о заделе перспективной конкурентоспособной продукции, предназначенной для выхода на соответствующие рынки в официальной статистике отсутствует. В рамках государственной промышленной политики эта информация может быть результатом разработки бизнес-планов и инвестиционных программ, реализуемых при государственной поддержке, а также результатом экономического обоснования государственных гарантий и кредитов, санации промышленных предприятий и т. д.
Вся эта информация позволяет сформировать банк данных о конкурентоспособной продукции, выпускаемой промышленными предприятиями и пользующейся спросом на соответствующих рынках, и о потенциально конкурентоспособной про-
1 Информационной базой анализа товаров является обобщенная информация Госстата по формам "Поставка продукции производственно-технического назначения регионам России и другим государствам". Она позволяет оценить действующие товаропотоки, их интенсивность и влияние на внутренний и внешние рынки. Для разработки системы анализа товаропотоков создана исходная информационно-статистическая база на основе первичных форм, заполняемых промышленными предприятиями: 1-п, 1-пс,3-сб. — Прим. авт.
дукции, соответствующей потребностям рынков. Постепенное накопление, постоянный анализ информации о движении промышленных товаров дает возможность оценить и корректировать товарную специализацию промышленности.
Для действенной и целенаправленной государственной поддержки предприятий промышленного комплекса, для выбора конкурентоспособных предприятий создается массив информации о промышленных предприятиях с оценкой и ранжированием их по эффективности. Это делается на основе балансов промышленных предприятий, направляемых в налоговую инспекцию, а также сведений, представляемых при заключении инвестиционных договоров или на основе анализа эффективности предполагаемых мер государственной поддержки.
Данные этого массива позволяют сгруппировать предприятия по эффективности, оценить их финансовое и хозяйственное положение, целесообразность применения к ним мер стимулирования, выделить основных претендентов на поддержку. Как правило, это предприятия, которые выпускают конкурентоспособные товары и реализуют их на соответствующих товарных рынках. Работа в этом направлении уже проводится.
Для оптимизации структуры товаропроизводителей и оценки их технического уровня большое значение имеет массив базовых технологий, используемых промышленными предприятиями для выпуска продукции товарной специализации промышленности. Он формируется на основе информации, получаемой из инвестиционных программ и данных предприятий, обосновывающих оказание мер поддержки с участием научно-исследовательских и технологических организаций. Совместная обработка таких массивов информации позволяет сформировать расчетную базу для выработки рыночно-ориентированной промышленной политики, а также определить условия, способствующие выходу на товарные рынки потенциально-эффективных предприятий. Для оживления производственной деятельности этих предприятий требуются, как правило, санаци-онные меры, включающие разработку инвестиционных и инновационных программ, реализуемых с участием государства.
При анализе инвестиционных программ главным критерием эффективности должно быть соответствие цены и качества готовящейся к выпуску продукции требованиям конкретного
Схема 15. Функциональная схема регулирования развития промышленности России
рынка и рентабельности производства. Конечные результаты принятых мер оцениваются по росту объемов реализации товаров, увеличению платежей в государственный бюджет, по насыщению рынков товарами и решению социальных задач.
Структура системы государственного регулирования развития промышленности России приведена на схеме 15. Для реализации государственной промышленной политики необходимо проведение некоторой системы мер государственного прямого и экономического воздействия. Это позволит добиться эффективной реструктуризации промышленности, увеличения объемов реализации промышленной продукции, разработки эффективной инновационно-инвестиционной политики. Система мер должна постоянно реагировать на изменение маркетингового состояния внутренних и мировых рынков промышленных товаров на основе прогноза их развития.
Таким образом, промышленная политика обеспечивает концентрацию ресурсов общества на выбранных направлениях развития экономики и реализуется через долгосрочную программу развития промышленности. С ее помощью проводится целенаправленная структурная перестройка промышленности на основе эффективного использования накопленного, развивающегося и привлеченного научно-технического потенциала и инвестиций.