Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - 3. Формирование системы государственного регулирования

    Содержание материала

    3. Формирование системы государственного регулирования

    Сегодня одна из ключевых задач состоит в формировании системы эффективных форм и методов государственного регулирования. Оно отражено в приводимой ниже таблице (см. табл. 18).

    Таблица 18

    Формы и методы государственного регулирования



















    Формы

    Методы

    Правовое обеспечение

    1.Принятие недостающих законодательных актов

    2.Улучшение качества действующих законодательных актов

    3.Создание целостной системы не противоречащих друг другу взаимосвязанных нормативно-правовых актов

    Финансовая поддержка устойчивости доходов товаропроизводителей

    [.Квотирование производителей продукции и сбыта

    2.Дотации и компенсации

    3.Гарантированная минимальная цена. Введение залоговых цен

    4.Льготные, научно-обоснованные кредитование и налогообложение

    5.Страхование

    6.Закупка продовольствия в федеральные и региональные фонды

    7.Поддержание устойчивого платежеспособного спроса населения

    8.Защита от тотальной интервенции иностранных конкурентов

    9.Государственная гарантия кредитов

    Инфра-структурное обеспечение

    1.Принятие обоснованных нормативных актов по созданию инфраструктуры, работающей в интересах повышения устойчивости функционирования АПК

    2.Создание маркетинговой системы обслуживания

    3.Создание системы оптовых и розничных рынков

    4.Создание системы товарных бирж, ярмарок, опционов и т.д.

    5.Создание системы земельных, инвестиционных, кооперативных банков

    Материально-техническая поддержка

    1.Отработка механизма лизинга

    2.Долевое финансирование при производстве качественно новой техники и внедрении ключевых технологий

    З.Льготное кредитование, налогообложение, ускоренная амортизация при производстве и использовании новой техники

    4.Поддержка кооперативов МТС в приобретении новой техники












    Формы

    Методы

    Поддержка во внешнеэкономическ ой деятельности

    1.Маркетинговое обслуживание для выхода на внешний рынок в качестве экспортеров, нахождение стратегических зарубежных инвесторов, импорта нового оборудования и т.д.

    2.Обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, компенсационных сборов, налогов и т.д. на импортируемые продовольственные товары

    3.Создание благоприятного климата для иностранного инвестора в сфере производства, создания совместных предприятий

    4.Государственные гарантии для иностранных кредиторов при импорте передовой техники и технологии

    5.Демпинговая политика при экспорте конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров на международном рынке

    Научное обеспечение

    1.Финансирование ключевых направлений науки по проблемам устойчивости АПК

    2.Финансирование затрат на воспроизводство научных кадров

    3.Финансирование затрат на разработку ключевых технологий и техники на инвестиционной основе, отвечающей мировым стандартам

    4.Оказание поддержки в формировании рынка нововведений путем стимулирования заказов на наукоемкую продукцию, организации технопарков, техно-инкубаторов и т.д.

    5.Частичное финансирование научно-методического консультирования

    6.Безналоговая и льготная система вложений предпринимательских формирований в научное обеспечение устойчивости воспроизводства

    Кадровое обеспечение АПК

    1.Организация системы государственной подготовки и повышения квалификации предпринимателей, менеджеров, сотрудников, структурных подразделений АПК путем финансирования уровня подготовки до необходимых стандартов

    2.Создание нормативно-правовой базы для функционирования частных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров АПК на уровне соответствующих мировых стандартов

    При всей значимости размера финансовых ресурсов, выделяемых на обеспечения устойчивого развития АПК, первоочередным делом в сложившихся условиях в России является определение приоритетных направлений формирования эффективной системы государственного регулирования. Эти направления определяются значимостью АПК, функциями и принципами его государственного регулирования.

    Первым из этих направлений является разработка и стимулирование стратегии адаптивной системы интенсификации сельскохозяйственного производства в России и ее регионах. Ее основной целью является максимальное использование потенциала устойчивости территориальных биосистем, природно-климатических условий. Это самое малозатратное направление повышения устойчивости АПК.

    Биосистемаэто самоподдерживающаяся и самовозобновляемая, сложившаяся естественным путем совокупность растений и животных, объединенных определенной сферой распределения. Задача заключается в том, чтобы сохранить биосферу, как единую систему, обеспечивающую устойчивость природной сферы хозяйствования. Выполнение этой задачи предполагает всесторонний учет в хозяйствовании ряда обстоятельств.

    Прежде всего, необходимо исходить из почвенных, климатических, метеорологических и других природных условий при выборе структуры, технологии и материально-технического обеспечения производства продовольствия. Важно далее заботиться о соблюдении рациональной архитектуры афарного ландшафта, т. е. соотношений между пашней, естественными угодьями, лесными насаждениями. Весьма значим фактор применения гибких технологий выращивания растений, максимально учитывающих экологический фактор. Это предполагает сочетание глубокой безотвальной и отвальной вспашки во влажные годы с поверхностной обработкой почвы во время засух, использование наиболее экономичных способов полива при орошении и внесении минеральных удобрений.

    Особое место занимает проблема более полного использования потенциала устойчивости и энергии огромного числа разнообразных растений. Это требует создания таких их видов и сортов, которые устойчивы к нерегулируемым экстремальным условиям (засухам, морозам, вымоканию, кислым и засоленным почвам, болезням, вредителям и т. д.). Ведь разные растения по разному реагируют на водообеспеченность, тепло, другие природные условия, имеют асинхронные биологические ритмы, циклы развития и адаптивные реакции.

    Все это позволяет при одновременном выращивании на одной и той же площади или рядом располагающихся площадях разных видов и сортов растений повышать устойчивость урожая. Так, в различных регионах можно подобрать оптимальные сочетания травосмесей, зерносмесей кормовых культур, различных сортов продовольственных культур, по разному реагирующих на природные условия, что страхует устойчивость урожайности. Многообразие видов растений — это мощный ресурс адаптивной селекции, сортоиспытания и семеноводства для выращивания новых видов растений и их гибридов, устойчивых к биотическим и адаптивным стрессам.

    Более эффективного использования потенциала устойчивости, снижения энергоемкости производства можно добиться, снижая количество и объем пропашных культур в севообороте. Так, если их доля в севообороте достигает свыше 40%, скорость разрушительных эрозийных процессов в 10—100 раз превышает почвообразовательные процессы. В связи с этим, в наших условиях, чрезвычайно важно сократить удельный вес пропашных культур, увеличить объем занятых паров в пашне, перевести часть пашни (особенно эрозированной, менее плодородной) в естественные кормовые угодья. Например, в мясном животноводстве Канады около 80% всех фуражных кормов получается с естественных угодий. Увеличение доли грубых и зеленых кормов в рационе животных сократит потребность в сельскохозяйственной технике и энергоемкость земледелия, поднимет устойчивость кормопроизводства при минимизации работ по повышению продуктивности сенокосов и пастбищ.

    Потенциал продуктивности сельскохозяйственных растений можно лучше использовать, если государство будет ориентировать на интегрированную их защиту от вредителей, болезней, сорняков путем гибкого сочетания технологии выращивания, селекции, биологических микробиологических средств и методов. В данном случае потери урожая можно сократить на 30—40%. Можно более эффективно использовать потенциал животных для повышения их стабильной продуктивности. Требуется лишь усилить внимание и поддержку государством племенного дела, мер по созданию высокопродуктивных пород животных, приспособленных к природным условиям конкретного региона, обладающих высоким коэффициентом усвоения кормов, т. е. способных максимально утилизировать природно-климатические условия и ресурсы каждого региона.

    Второе приоритетное направление воздействия государственного регулирования и поддержки устойчивости развития АП К — это создание условий для адаптации его товаропроизводителей к рыночным отношениям. С этой целью федеральным и региональным органам власти всей системой экономических форм, методов и рычагов государственного регулирования необходимо, ориентировать предпринимательские структуры АПК на производство конкурентоспособных товаров для местных, региональных, национального и международного рынков. Государство, действуя в этом направлении, должно способствовать рациональному размещению и специализации производства в хозяйствах АПК. Что для этого необходимо?

    Нужны прежде всего квоты государственного заказа на конкурентной основе для федеральных и региональных фондов продовольствия. Нужна также гарантированная цена на продукцию, поставляемую в эти фонды. Основой ее является целевая цена, которая позволяет покрывать нормативную себестоимость, выплачивать дивиденды, страховые платежи и налоги, иметь прибыль, достаточную для обеспечения необходимого расширения производства, создания резервных фондов в районах, производящих основную массу данного вида продовольствия. Необходимы, далее, системы получения сельскохозяйственной техники по лизингу, системы дотационных и компенсационных выплат при покупке горючесмазочных материалов, электроэнергии, минеральных удобрений, выплате страховых платежей и т. д. Должны, наконец, даваться преимущества при формировании рыночной инфраструктуры, особенно информационного, научно-консультативного, маркетингового и других видов обслуживания.

    Вместе с тем государственное регулирование направляется на подавление и предотвращение негативного поведения монопольных структур, окружающих сельскохозяйственных производителей, на разрешение противоречий, не поддающихся влиянию рыночных механизмов. С этой целью используется антимонопольное законодательство, предусматривающее взимание ощутимых штрафов, введение предельных цен, укрепление договорных взаимоотношений, создание совместных акционерных обществ с предприятиями, поставляющими сельскохозяйственную технику и другие средства производства, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье предприятиями и др. Прибегают также к созданию новых предприятий, производящих дефицитную для села продукцию. Формируются эффективные кооперативные системы. Особенно значимы кредитные, снабженческо-сбытовые, перерабатывающие кооперативы. Им оказывается необходимая поддержка на старте вступления в конкуренцию с коммерческими структурами. Наконец, весьма результативными оказываются кредитные фонды, осуществляющие кредитование субъектов АПК с учетом специфики воспроизводства в этом комплексе.

    Третье стратегическое направление государственного регулирования и поддержки устойчивого функционирования агропромышленного комплекса — создание условий для устойчивого материально-технического обеспечения его структур, ориентированных на приспособление к природно-климатическому потенциалу и рыночным отношениям. Как этого достигают?

    Во-первых, оказывается необходимая поддержка предприятиям первой сферы АПК в целях выпуска в нужных количествах и приемлемом качестве средств производства для адаптивного хозяйствования. Речь идет об экологической технике, производимой на инновационной основе в целях обеспечения инновационных экогенных технологий. Для этого необходимо лишь уточнить источники финансирования: собственные, заемные, бюджетные (в порядке активной инвестиционной политики государства).

    Во-вторых, государство должно оказывать поддержку АПК в приобретении и эффективном использовании средств производства посредством лизинга, создания МТС на кооперативной основе, с помощью дифференциации дотаций, льготного кредитования и налогообложения. Поддержку необходимо оказывать в зависимости от того, как она используется в производстве конкурентоспособной продукции на инновационной и экологической основе.

    И, наконец, четвертым стратегическим направлением формирования системы государственного регулирования и поддержки устойчивости воспроизводства в АПК является всесторонняя поддержка системы крупных вертикально интегрированных корпоративных структур, особенно в регионах России. К ним относятся областные и районные государственно-частные и частные корпорации, нередко создаваемые в форме акционерных обществ, холдингов, финансово-промышленных групп, ассоциаций и т. д.

    Система таких корпораций позволяет решать многие стратегические задачи. С ее помощью формируется целостная система управления и регулирования процессов воспроизводства в АПК в целом и на разных его уровнях — федеральном, региональном, районном. Обеспечивается систематизированное получение, распределение и рациональное использование финансовых, материальных и других ресурсов на воспроизводство конечной продукции. Появляется возможность повышать материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов в конечных результатах их совместной деятельности, осуществлять постепенный переход на инновационный тип воспроизводства, систематизировать товарные потоки во взаимосвязи с денежными потоками, создавать эффективные федеральные и региональные инфраструктурные комплексы, преодолевать монопольное поведение предпринимательских структур 1 и III сфер АПК по отношению к хозяйствующим структурам на селе, сокращать трансакционные издержки и т. д.


    Please publish modules in offcanvas position.