3. Модернизация (реформирование) социальной сферы России
Достижение стратегических задач реформирования социальной сферы может быть осуществлено только в результате проведения государством активной социальной политики с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Долгосрочная социальная политика в широком смысле выражает отношения между социальными группами, классами по поводу достижения ими своих интересов, улучшения своего положения в обществе, прежде всего, качества жизни. В этом плане в сфере ее воздействия должны находиться занятость населения, условия труда, уровень доходов, образования, квалификации, состояние здоровья, доступность культурных ценностей, жилищные и бытовые условия граждан, состояние экологии, личная безопасность и т. д. Решение указанных проблем в полном объеме под силу только хорошо развитому демократическому государству с высокоэффективной экономикой и полноценными гражданскими институтами, имеющему своей целью содействие всестороннему развитию человека и общества в целом.
В современных демократических буржуазных государствах социальная политика выполняет более ограниченные задачи. Система социальной защиты здесь направлена, главным образом, на ликвидацию крайних диспропорций и проявлений незащищенности в указанных выше областях, не затрагивая при этом неравенства, обусловленного обладанием разными объемами собственности, дохода и власти.
При практическом осуществлении социальной политики государство оказывается перед дилеммой. С одной стороны, необходимо финансировать меры социальной защиты, с другой — нужны затраты на стимулирование предпринимательства и совершенствование инфраструктуры с целью обеспечения экономического роста. Буржуазное государство подчиняется требованиям мобильности капиталистического развития, сохранения условий стабильности общества. Государственные чиновники понимают, что вмешательство в систему распределения социальных выплат (компенсаций) с целью ее корректировки только тогда не вызывает ответной реакции со стороны привилегированных групп, когда оно (вмешательство) осуществляется за счет прироста общественного продукта и не затрагивает распределения уже имеющегося богатства. В противном случае, это может вызвать серьезные социальные конфликты и потрясения, грозящие развалом государства.
Российское государство, безусловно, учитывает опыт и дискуссии, идущие по этому поводу на Западе и за основу разработки своей социальной политики взяло принципы ее формирования в США. Это наглядно демонстрирует принятый на заседании Правительства РФ проект "Основных направлений социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" (до 2010 г.). В указанном документе объявляется, что вместо социального государства (патернализма) и приватизации социальных функций (радикального либерализма) создается "субсидиарное" государство, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в какой общество не может это сделать самостоятельно1.
Правительство пытается осуществить стратегию, заложенную в "Основных направлениях". Об этом говорит "Программа приоритетных мер (2000—2004 гг.) по реализации Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г." Поэтому необходимо несколько подробнее остановиться на основных элементах стратегии социального развития Российской Федерации, социальной политике, направленной на реформирование социальной сферы.