Модернизация образования.
Образование играло и играет исключительно важную роль в жизни общества, развитии экономики, особенно в эпоху информатизации и глобализации. На него возлагается большая надежда в обеспечении успеха всех реформ, укреплении национальной безопасности, в модернизации общества и экономики, выходе в ряд государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. В этих целях намечено осуществить модернизацию самого образования. Выделяются три направления модернизации образования:Обновление содержания образования, повышение его качества выдвигается на первый план. В итоге должен быть осуществлен
1 См.: Проект. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. М., 2000. С. 7.
переход на систему показателей качества и стандартов образования всех уровней, сопоставимую с мировой. Однако этому должен предшествовать длительный (пятилетний) эксперимент в ряде регионов и только по его итогам будет принято окончательное решение. Лучшие достижения отечественной школы образования должны сохраниться и развиваться дальше.
Формирование эффективных механизмов передачи своеобразного социального заказа системе образования — одно из важнейших направлений. Основная часть потоков средств в образовании будет основываться на персонификации бюджетного финансирования, когда деньги в размере норматива финансирования на одного ученика должны идти за учеником, т. е. направляться на финансирование той школы, куда поступил ученик.. Это делает более открытой и, предполагается, эффективной для граждан и семей возможность самофинансировать, дополнять своими ресурсами закрепленные за ними бюджетные средства. Прогнозируется, что по мере роста доходов к 2010 г. доля семей, инвестирующих денежные средства в образование увеличится до 40—45% (в 2000 г., она по расчетам разработчиков "Стратегии развития...", составляла 25—30%). Ожидается, что по мере оживления и роста реального сектора экономики и предоставления налоговых льгот возрастут средства предприятий на оплату образовательных программ.
Расширение участия государства и общества в управлении образованием (образовательными организациями) — третье направление модернизации образования. Государство должно активно участвовать в управлении и финансировании потребностей школ, обеспечивать широкий доступ учащихся к знаниям на бесплатной основе. Вместе с тем будут использоваться возможности предприятий, семьи для улучшения образовательного процесса и подготовки нужных кадров. В этих целях предусматривается развитие системы попечительских советов, фондов поддержки образования, намечается создание системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования. Необходимо также создать условия, прежде всего, налоговые, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования.
Система образования должна учитывать предстоящие резкие демографические изменения. В период 2001—2008 гг., произойдет резкое сокращение числа учащихся в общеобразовательной школе (с 21 млн в 2000 г. до 14 млн). С 2008 г. этот процесс затронет и высшие учебные заведения. Такая демографическая ситуация требует, чтобы модернизация общеобразовательной школы была завершена в основном к 2009 г.