Стратегия жилищной политики.
Реформирование жилищного сектора (в нем в 2000 г. было 60% частного жилищного фонда по сравнению с 33% в 1990 г.) преследует цель повышения эффективности строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, постепенный перевод ЖКХ на режим безубыточного функционирования путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей. Следует отметить, что по данным Госстроя России, в 1999 г. доля населения в оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг составила 54%, тогда как сразу после либерализация цен (1992 г.) население оплачивало только 2% стоимости этих услуг. Предполагается и дальше наращивать участие населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, доведя их в конечном счете до 100%.Что следует относить к стратегическим целям государственной жилищной политики?
Прежде всего, это создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище (Конституция Российской Федерации, ст. 40), а также гарантии полных прав собственности в жилищной сфере и утверждение рыночных механизмов в инфраструктуре рынка жилья. Важное место отводится соблюдению стандартов безопасности проживания граждан в жилище и качества продукции и услуг в жилищной сфере и защите малоимущих граждан в жилищной сфере, гарантиям им жилищных условий в соответствии с установленными социальными стандартами. Большое внимание уделяется созданию условий формирования эффективных рынков жилья,
земельных участков под застройку жилья, стройматериалов, жилищно-коммунальных услуг. Наиболее общим требованием является повышение мобильности трудовых ресурсов.
Таким образом, недостаточный учет российским обществом мировых тенденций в развитии социальной сферы, сокращение источников финансирования и снижение эффективности функционирования обусловили необходимость ее реформирования (модернизации), уточнения функций и конкретизации направлений государственного регулирования социальных процессов.
Государственное регулирование социальной сферы в переходный период представляет собой регулирование органами государственной власти и управления функционирования отраслей и видов деятельности социальной сферы. Регулирование включает установление принципов, методов, стандартов и организационных структур, осуществление мер законодательного характера, разработку механизмов реализации финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, политики заработной платы, направленные на совершенствование функционирования социальной сферы.