Оценка научно-технологического потенциала
хозсистемы осуществляется по качественным характеристикам товаров и производственного аппарата, а также по количественным социально-экономическим, экологическим показателям итогов хозяйственной деятельности. Эффективность использования обобщенно оценивается как отношение достигаемых в настоящее время каждого из совокупности социально-экономических показателей, выбранных в качестве оценочных, к возможным достижениям при максимальном использовании научно-технического потенциала. Обобщающий показатель можно рассчитывать как среднеарифметический показатель всех конкретных показателей:где Эп — итоговый обобщающий показатель эффективности исполь зования научно-технологического потенциала хозсис-темы; а{ — конкретный i-й показатель, характеризующий достижение определенного эффекта; abj — возможный i-й показатель при наиболее полном использовании потенциала; N — число показателей.
Таким образом, с социально-экономической точки зрения государственная научно-техническая политика — это наиболее полное исполнение государством основных функций по отношению к научной и научно-технической сферам и соответствующим видам деятельности с учетом специфики творческого труда и его мотивации. Она направлена на наиболее полное и эффективное использование возможных и существующих ресурсов этого труда для достижения совокупных социальных, экономических, экологических и политических целей развития общества в тактическом и стратегическом плане. Таким образом, социально-экономическая природа научно-технической политики заключается в ее направленности на получение максимума результатов особого творческого труда и наиболее эффективное использование этих результатов для решения совокупности тактических и стратегических социально-экономических задач.
К субъектам научной и научно-технической деятельности относят физических и юридических лиц, т.е. научных работников, специалистов инженерно-технической деятельности. В их число входят научные коллективы любой организационно-правовой формы и формы собственности, временные творческие, научные коллективы, малые предпринимательские инновационные предприятия. К ним принадлежат также различные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, научные, научно-технические и научно-просветительские общества. Государство по отношению к данным субъектам выступает как некая сила, предопределяющая правила их поведения, нормы взаимоотношений и т.д.
Но государство является особым субъектом, с особыми функциями, правами и обязанностями по отношению ко всем остальным субъектам научной и научно-технической деятельности. Оно выступает гарантом прав, целенаправленности деятельности, координатором усилий всех субъектов по обеспечению прогресса общества, согласованного научно-технологического развития различных сфер жизнедеятельности людей и регионов Федерации. Государство является создателем единого правового и информационного поля функционирования научно-технологических, инновационных, научно-воспроизводственных процессов, чутким регулятором ресурсных потоков.
Поэтому государственную научно-техническую политику можно рассматривать как совокупность общественно-экономических отношений между государством и остальными субъектами научно-технологической деятельности по поводу создания, преобразования и использования инноваций для обновления всех сфер жизнедеятельности людей на основе сбалансированности интересов всех участников научно-технических и инновационных процессов. В совокупности функций государства при осуществлении научно-технической политики следует выделить планово-прогностические, координирующие, регулирующие, информационные, исследовательские, нормативно-правовые, внешнеэкономические, организационные и управленческие, контрольные.
Наука и практика апробировали комплекс основных принципов выработки и осуществления государственной научно-технической политики. Он предполагает прежде всего свободу научного и технического творчества в сочетании с ответственностью работника и коллектива за результаты деятельности, гласность и широкое привлечение научной и политической общественности при выработке и реализации политики, отдельных ее элементов, свободу доступа к научно-технической информации, гарантии правовой охраны интеллектуальной собственности. К числу основных принципов относятся государственное стимулирование научной, научно-технической и прочих видов инновационной деятельности хозяйственных систем разного уровня в соответствии с основными целями и задачами государственной научно-технической политики, активная роль государства как субъекта научно-технической деятельности, сочетание государственного регулирования и самоорганизации творческих коллективов.
Огромную роль играет системный подход к развитию научного и научно-технического потенциалов. Он требует, в частности, соблюдения приоритетности развития отдельных направлений научно-технической деятельности и их ресурсного и правового обеспечения. В общей системе весьма важны, много-субъектность выработки и реализации научно-технической политики, разграничение полномочий федерального, регионального и корпоративного уровней, постоянный оперативный мониторинг инновационной активности на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. Важной задачей является интеграция научно-технической деятельности, производства и рынка, учет многообразия форм собственности в научно-технической деятельности. Должен быть простор конкуренции и
предпринимательству в научно-технической деятельности при условии защиты от недобросовестной конкурентной борьбы. Наконец, большое место отводится развитию международного научно-технического сотрудничества.