Процесс инфраструктурного обеспечения
можно представить как совокупность различного рода коммуникаций. Подобным образом характеризовать инфраструктуру позволяет то, что продукт инфраструктурной деятельности есть не что иное, как услуга. А так как услуга — это продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в виде деятельности, направленной на вещь или на человека, то и процесс обслуживания есть ни что иное, как коммуникации. При этом неважно,что является объектом коммуникаций: вещи, капитал, труд, информация и др. По видам коммуникаций можно различать материальные, финансовые, людские и др. потоки.
Конституирующими функциями рыночной инфраструктуры являются: распределительная, коммуникационная и регулирующая.
Под распределительной функцией рыночной инфраструктуры понимается ее способность обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и регионам. Коммуникационная функция есть не что иное, как организация эквивалентного обмена продуктами труда, будь то товары, услуги, информация и т.п. Восстановление и поддержание сбалансированности спроса и предложения на разнообразных рынках обеспечивается за счет регулирующей функции рыночной инфраструктуры.
Будучи специфическим порождением социально-экономических систем, инфраструктура возникла на определенном уровне развития хозяйства как объективно необходимое следствие происходящих в экономике структурных изменений, вызывающих разобщение элементов, дифференциацию их свойств, перераспределение характеристик и др. Все эти процессы требуют создания некоторого сопутствующего им механизма, компенсирующего издержки разобщения, "увязывающего" между собой результаты процесса структурообразования. Так, любая специализация предполагает необходимость обмена, всякое пространственное разделение требует перемещения, всякая дифференциация свойств вызывает необходимость установления связи, передачи информации.
Инфраструктура является механизмом, компенсирующим повышение разнообразия, неупорядоченности, и разнородности внешних воздействий, влияющих на деятельность хозяйственных объектов. Каждой модели экономики соответствует собственная модель инфраструктуры, определяющая качество управления экономикой в целом. При переходе от модели экономики с высоким уровнем государственного регулирования к модели с преимущественно рыночными регуляторами претерпевает изменение и инфраструктура хозяйства. Это проявляется в изменении форм и методов работы элементов инфраструктуры, формировании новых и ликвидации устаревших.
Одним из условий развития рыночных отношений является самоорганизация по взаимному соглашению формально равноправных субъектов хозяйствования. Это предполагает, во-первых, наличие различных органов и институтов, что способствует установлению контактов между потенциальными партнерами, облегчает выбор наиболее эффективных из них. Во-вторых, это требует общих правил, законов, нормативных актов, регулирующих отношения субъектов хозяйствования.
Взаимосвязь указанных процессов организации и самоорганизации как отражение государственного регулирования и наличия доступной субъектам свободы самоопределения в рыночных условиях осуществляется через создание и функционирование института рыночной инфраструктуры. Таким образом, инфраструктура выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации. Рыночная инфраструктура есть совокупность органов и институтов, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы. Отмечается взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическая и финансовая деятельность рыночных структур.
Процесс диверсификации услуг происходит непрерывно, и это естественно. Международный стандарт услуг сегодня зафиксировал в специальном классификаторе более 600 наименований услуг, предоставляемых потребителям.
Современная рыночная инфраструктура в развитых странах, представляет собой комплекс отраслей, развивавшихся в последнее время ускоренными, по сравнению со всей промышленностью, темпами. Это объясняется рядом факторов и прежде всего тем, что произошло заметное опережающее развитие производственного сектора. Поэтому отставание инфраструктуры стало отрицательно сказываться на развитии экономики в целом. Развитые страны, и, прежде всего США, стали активно вкладывать капиталы в инфраструктурные отрасли. Этот процесс в западной литературе получил название "сервизации экономики" (от англ. -service — услуги). На него повлияли и другие факторы. Углублялось общественное разделение труда, росли доходы населения, расширялась потребность в кредитных ресурсах, выросли темпы НТП. Интенсивно протекали диверсификация и индивидуализация производства, переход к ресурсосберегающему типу развития экономики и др.
На определенном этапе инфраструктура по своей роли и месту в народном хозяйстве превратилась сама по себе в один из важнейших ресурсов национального развития. По мере его использования выяснилось, что инфраструктурные отрасли обладают многочисленными преимуществами по сравнению с производственными отраслями. Что это за преимущества?
Отрасли инфраструктуры отличаются малой материалоемкостью и ресурсоемкостью, обеспечивая свой вклад в ресурсосберегающий тип экономического прогресса. В связи с ускоренными темпами развития по сравнению с другими отраслями экономики их характеризует довольно высокий и постоянно возрастающий вклад в национальный ВВП. Весьма замечательная особенность — высокий мультипликативный эффект увеличения спроса на продукцию инфраструктурных отраслей, дающий импульс прежде всего к расширению самой инфраструктуры, а через это к росту экономики в целом. Так, большое стимулирующее воздействие ощущает на себе машиностроительный комплекс в связи с ускоренным развитием и высоким уровнем потребления нового оборудования и технологий. То же можно сказать о комплексе строительных услуг. Сфера инфраструктуры оказывает и стабилизирующее воздействие на экономику. Это обусловлено низкой чувствительностью инфраструктуры к циклическим колебаниям материально-вещественного производства. Спрос на продукцию инфраструктурных отраслей в периоды спадов и депрессий обычно сохраняется на постоянном уровне.
В результате развития инфраструктурных отраслей происходит изменение традиционной модели хозяйственных связей. В частности, возрастает в межотраслевых потоках доля нематериальной продукции. Это приводит к сокращению потребности в услугах тех отраслей, которые обеспечивают данный процесс (прежде всего транспорта и торговли). Наконец, развитие инфраструктуры благоприятно влияет на положение в сфере занятости. В настоящее время уровень производительности труда в сфере инфраструктуры ниже, чем в промышленности. Она аккумулирует рабочую силу, высвобождающуюся в других секторах.
В исследованиях инфраструктуры выделяются экономические и внеэкономические виды услуг. К экономическим относятся те услуги, которые воплощены в предлагаемом потребителю товаре'. Внеэкономические услуги, как правило, "навязываются" обществу и его членам через систему определенных государственных институтов (госаппарат, представительские органы власти и пр.).
В общем виде перечисленные виды услуг трансформируются в свои институты рыночной инфраструктуры: кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; организационно-оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организованного внебиржевого посредничества; система регулирования занятости населения и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система и налоговые инспекции; система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые (государственные и негосударственные) компании; специальные рекламные агентства, информационные агентства и средства массовой информации; торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов; таможенная система; профессиональные союзы работающих по найму; ком-мерческо-выставочные комплексы; коммерческие центры; логистические сервисные центры; система высшего и среднего экономического образования; консультационные (консалтинговые) компании; аудиторские компании; общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура современного рынка является его неотъемлемой и составной частью. Она определяет результативность функционирования всех элементов рынка. Благодаря наличию названных элементов инфраструктуры рынок становится циви-
' Сфера инфраструктуры не создает собственного вещественного продукта. Ее работники своим трудом "дополняют" стоимость товаров, созданных в других отраслях. — Прим. авт.
лизованной формой отношений между людьми. Особенно важно, что элементы инфраструктуры не были навязаны деловому миру извне. Они являются порождением самих экономических отношений.