3. Основные элементы инфраструктуры
Разграничение объектов инфраструктуры по формам собственности, как правило, совпадает с характером отношений собственности на средства производства, сложившиеся в Российской Федерации. Здесь можно назвать государственные, муниципальные и частные предприятия инфраструктуры, а также предприятия общественных организаций, не исключается и смешанная форма собственности и предприятия, полностью принадлежащие иностранному капиталу.
Рыночную инфраструктуру, подразделенную по классификационному признаку обеспечения услугами различных секторов рынка (вторая группа), можно представить двумя блоками. Во-первых, блок, обслуживающий конкретный сектор рынка. Во-вторых, блок инфраструктуры, деятельность которого протекает в финансовом секторе рынка, который обслуживает все рыночное хозяйство в целом. Услуги субъектов инфраструктуры первой классификационной группы направлены на регулирование рынка товаров и услуг, рынка земли, рынка труда, рынка средств производства. Остановимся более подробно на деятельности основных элементов инфраструктуры данной группы.
Сбор, обобщение, анализ и предоставление потребителям информации о рынке в целом (или финансово-экономической информации) осуществляется экономическими (рыночными) субъектами, которые занимаются информационной и информационно-аналитической деятельностью. Информационно-аналитическая деятельность обеспечивает "прозрачность" рынка, предоставляя его участникам объективную информацию.
Каковы сегодня основные источники информации по российскому рынку? К ним относятся экономические субъекты (предприятия) — участники рынка, специализированные газеты и другие издания, компьютерные источники и коммуникации, а также консалтинговые и информационные агентства. Важнейшими требованиями к информационно-аналитической деятельности являются непредвзятость источника информации, полнота информации, оперативность ее доставки.
Все многообразие информационных продуктов о рынке подразделяют на несколько основных групп: ценовая информация, индикаторы рынка, экспресс-комментарии участников рынка, аналитические обзоры, экономические (в том числе финансовые) новости, социально-политические новости. Использование информационной продукции профессиональными экономистами, статистиками и математиками, владеющими экономико-математическим инструментарием и умеющими применять его к анализу процессов, протекающих на товарных и финансовых рынках, позволяет не только прогнозировать ситуацию на отдельных рынках, но и выявлять взаимосвязь между ними. Создание единых стандартов подачи финансово-экономической информации в будущем должно обеспечить эффективное информационное обслуживание основных участников рыночных отношений.
Особую сферу предпринимательской деятельности в рыночной экономике представляет маркетинг. Сегодня под маркетингом понимается такое направление деятельности предприятия, которое имеет целью анализ рыночных условий хозяйствования, разработку путей и методов внедрения товара в рыночные каналы и расширения объемов его реализации. Маркетинг на предприятиях обычно подразделяется на маркетинг на стадии предпроизводства и производства (маркетинговые исследования, или "рынковедение") и маркетинг на стадии реализации (маркетинговые усилия — деятельность по созданию и стимулированию проса, по эффективному продвижению товара, достижению желаемой доли рынка, или "делание рынка" для своего товара, включая рекламу, определение наиболее эффективных методов ценообразования, продвижения товаров и т. п.).
Существуют специализированные маркетинговые фирмы, частные или смешанные (с участием государства) предприятия. Они занимаются проведением специальных исследований рынка, выпускают различные справочные, обзорные материалы. Деятельность подобных структур и является предметом нашего рассмотрения.
Специализированные отечественные маркетинговые фирмы достаточно слабо представлены на российском рынке. Скорее следует говорить о маркетинговых услугах, которые предоставляются различными институтами рынка (например, рекламными агентствами, консалтинговыми и иными фирмами, социологическими службами и др.). Кроме того, крупные отечественные производственные и торговые предприятия имеют собственные службы маркетинга или отдельных специалистов по маркетингу, занимающихся конкретными вопросами исследования рынков и организации сбытовой деятельности.
В России существует Всероссийская ассоциация маркетинга, созданная в июне 1990 г. Согласно Уставу, ассоциация является общественной организацией, объединяющей специалистов, а также предприятия и организации, профессионально занимающиеся рыночными исследованиями, подготовкой кадров, консультированием, предоставлением других услуг в области маркетинга. Сама ассоциация маркетинговыми исследованиями не занимается. Главной целью ассоциации является содействие в освоении и развитии зарубежного опыта маркетинговой деятельности с целью повышения эффективности управления производственно-сбытовой деятельностью отечественных предприятий на внутреннем и внешних рынках.
На самых разных рынках (товарных, рынках ценных бумаг, банковских, страховых и иных видов услуг) осуществляется рекламная деятельность. Она имеет целью знакомить потенциальных потребителей с производимыми и продаваемыми товарами, услугами, а также с производителями (продавцами) различных товаров и услуг. Реклама
— это публично распространяемая в любой форме информация о юридических и физических лицах, товарах, услугах, идеях, начинаниях и т. п. Она выполняет ознакомительную, напоминающую, убеждающую, разъясняющую, стимулирующую функции. Конечной целью рекламы является создание особой атмосферы благожелательности со стороны потенциальных потребителей, заинтересованное выделение определенных предприятий, организаций, товаров, услуг из похожих или аналогичных (из товарного мира или рыночного сообщества).В зависимости от способа распространения рекламной информации выделяются различные ее виды. Бывает реклама, распространяемая через средства массовой информации (печать, эфирное, спутниковое, кабельное телевидение, радиовещание, световые газеты). Используется наружная реклама (в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения). Нередко рекламные сообщения размещаются на транспортных средствах. Известна "непрямая" реклама в виде товарного знака, упаковки товара и т. п.
Производством и распространением рекламы в качестве предпринимательской деятельности обычно занимаются рекламные агентства. Они различаются по объему оказываемых услуг. Так, существуют агентства полного обслуживания, берущие на себя все услуги, в том числе изучение рынка, и агентства с ограниченным набором услуг. Другой признак — вид оказываемых услуг. Существуют агентства универсальные и специализированные — по определенным товарам или рекламным средствам. По сфере деятельности различаются агентства, работающие на внутреннем, внешнем или внутреннем и внешнем рынках.
Часто рекламные агентства работают через своих рекламных агентов, действующих от имени соответствующего агентства. Они занимаются поиском рекламодателей, ведут с ними переговоры, оформляют и обслуживают заказы, определяют смету расходов, в отдельных случаях принимают участие в составлении рекламного сообщения.
Особым видом деятельности, который нередко называют бесплатной рекламой, являются услуги паблик рилейшнз (public relations — PR), или связи с общественностью. Паблик рилейшнз — это продуманные, спланированные и постоянные усилия по установлению и укреплению взаимопонимания между экономическим субъектом (предприятием) и общественностью. PR предполагает установление связей с общественностью, прессой, выборными учреждениями, общественными организациями. Связи с общественностью нацелены на формирование и поддержание положительного имиджа предприятия на основе правдивой и оперативной информации. Услуги PR могут оказываться как специализированными агентствами, самостоятельными в организационном и юридическом отношении, так и специализированными структурными подразделениями рекламных, информационных агентств, консалтинговых фирм и т. п.
Наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с национальным законодательством специально уполномоченными государственными органами осуществляется аудиторская деятельность. Аудит
— независимая вневедомственная проверка финансовой (бухгалтерской) и иной хозяйственной отчетности предприятия, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Основная цель аудиторской деятельности состоит в установлении достоверности во всех существенных аспектах финансовой (бухгалтерской) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.Аудиторской деятельностью в Российской Федерации могут заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы), получившие в установленном порядке лицензию на осуществление подобной деятельности. Аудиторская фирма, претендующая на получение лицензии, может быть создана в любой организационно-правовой форме, включая иностранное юридическое лицо, кроме открытого АО. Среди учредителей фирмы должны быть аттестованные аудиторы или аудиторские фирмы, получившие лицензии, причем доля их участия в уставном капитале должна составлять не менее 51%. В фирме должен работать хотя бы один аттестованный аудитор. Аудиторская фирма не может заниматься (и это должно быть отражено в ее уставе) какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме аудита и связанной с ним деятельности (организация бухгалтерского учета, консультирование по проблемам учета и налогообложения, консультирование по хозяйственному законодательству).
Аттестацией и лицензированием на право осуществления аудиторской деятельности по направлениям общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков занимается Центральная аттеста-ционно-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) Минфина Российской Федерации, а в области аудита банков — ЦАЛАК ЦБ РФ.
Торговая деятельность — деятельность по продаже экономических благ. Торговец приобретает товар у производителя, расплачивается с ним по определенным ценам и становится собственником товара. Торговец приобретает товар у производителя на свой страх и риск, за свои средства. Поэтому он волен продавать товары по ценам, отражающим уже его собственные оценки и предпочтения, причем где захочет, кому захочет и как захочет.
Торговая деятельность обычно подразделяется на оптовую и розничную. Оптовая торговля — деятельность по продаже товаров и услуг промежуточным потребителям для их последующего профессионального использования или перепродажи. Розничная торговля — деятельность по продаже товаров и услуг конечным потребителям для их личного использования.
При оптовой торговле товар закупается у производителя крупными партиями. Оптом осуществляют закупки снабженчески-сбытовые и посреднические организации с целью последующей перепродажи предприятиям розничной торговли или другим оптовым организациям. В оптовой торговле товар может быть продан два и более раза, а в розничной — только один раз.