Законодательные предпочтения и ограничения.
Регуляторами экологического поведения выступают базовые институты и организации общества. Естественно, что они имеют национальные и государственные особенности. Как правило, они базируются на разных историко-культурологических укладах, сложившихся в конкретных условиях. Не последнее место занимают природно-климатические особенности, в которых сформировался конкретных народ. Регулирующие предпосылки и ограничения и особенно практика их реализации отражают эту зависимость. В целом это можно выразить в четырех постулатах. Во-первых, экоразвитие в прошлом строилось на эксплуатации народов, стран, природы. Во-вторых, сегодня мы сталкиваемся с тем, что морально-этические, религиозные основы экопредставлений людей интенсивно меняются. В-третьих, природно-климатические характеристики экоуязвимости наполняются конкретикой. В-четвертых, классификация стимулов, возможностей и ограничений приобретают все больше конкретности. Механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию, систематически нарабатываются и все больше приобретают глобальный характер.Законодательная практика по проблемам природопользования и экологической проблематике имеет свои особенности и специфику во времени и по другим сравнительным параметрам. Анализ как источник международного опыта позволяет увидеть много интересного в Японии, Англии, США, в иных
странах. По оценке ряда исследователей, уже можно выделить несколько этапов или стадий формирования законодательства. Основным содержанием первого этапа в разработке основ государственного регулирования обращения с отходами является администрирование. На втором этапе основными становятся меры экономического воздействия. И наконец, с принятием в ФРГ в 1996 г. закона о жизненных циклах производства определяющей тенденцией становится всесторонний учет всего комплекса проблем и факторов жизнедеятельности.
Однако набор законов в каждой стране неповторим и в значительной мере оригинален. Копирование чужих законов малопродуктивно, а порой просто вредно. Весьма важным моментом в реализации законов выступают эффективность власти, уровень и действенность взаимодействия всех ветвей власти и общественного сознания, а также законопослушание и культура гражданских форм жизнедеятельности конкретных общественных образований.
По мере возрастания значения экологических характеристик общественного развития законодательная практика насыщается прецедентами, которые повышают ее действенность. Уголовные преследования уже не редкость. При этом тенденции законодательной практики разных стран становятся более явственными, а изменения в механизмах, стимулирующих законопослушание, приобретают много общего. Добавим к этому, что экопреступления и ответственность за них приобретает все большую социальную значимость и политическую привлекательность.