Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - Фритредерство

    Содержание материала

    Фритредерство

    рассматривает экспорт в качестве базовой составляющей хозяйственной деятельности отраслей, регионов, промышленных союзов и корпораций. На уровне отдельной страны доля экспорта в объеме мирового экспорта считается репрезентативной характеристикой динамики национального воспроизводственного процесса, уровня взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов с партнерами из других стран, свидетельством национальной конкурентоспособности производителей, а следовательно одним из индикаторов прогнозирования тенденций экономического развития страны в целом. Структура экспорта и динамика изменения объемов экспорта рассматриваются как важнейшие характеристики, показывающие место и роль страны в системе международного разделения труда, свидетельствующие об открытости национального хозяйства и эффективности государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность, о репутации и уровне участия страны в межгосударственном регулировании внешнеторговой сферы. Стратегия экспортной экспансии в сферах и отраслях, где рейтинговые оценки международной конкурентоспособности довольно высоки, становится базовой составляющей внешнеэкономической политики государства. Ей подчи-

    1 От англ. — свободная торговля. — Прим. авт.

    нен весь арсенал политических и экономических инструментов, используемых при проведении внешней политики на мировой арене.

    Внешнеторговая политика любого государства должна быть ориентирована на защиту интересов национального производителя и населения страны, на сохранение экологической безопасности и на обеспечение социального развития общества, должна обеспечивать должный контроль (и собираемость) за уплатой налогов и вывозом капитала за национальную границу. Выгода от внешней торговли заключается в том, что кроме прочих, нами уже называвшихся факторов, она позволяет сравнивать экономические уровни стран, как бы стимулируя их развитие. При этом одни страны освобождаются от перепроизводства, другие получают внешний импульс для экономического прогресса. Любые, непросчитанные ограничения внешней торговли, отрицательно отражаются на экономике страны. Инструментами государственного регулирования являются тарифные и нетарифные методы, а реализуют их соответственно уполномоченные государством организации или общественные образования1.

    Во внешнеторговой политике используются торговый режим наибольшего благоприятствования, преференциальный режим и протекционизм.

    Режим наибольшего благоприятствования представляет собой обычный торговый режим, устанавливаемый на базе межгосударственных соглашений. Это делается, как правило, на двусторонней основе, когда страны при взимании таможенных пошлин используют базовые ставки таможенного тарифа2. Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте. Таможенная пошлина выполняет фискальную функцию. Она взимается при пересече-

    1  См. подробнее: В.Перская "Внешнеэкономическая деятельность: специ
    фика, государственное регулирование ". М.: Петровский двор, 1998.

    2 В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) между странами на мно
    госторонней основе существует режим наибольшего благоприятствования. Он
    преследует цель обеспечения взаимовыгодного экономического партнерства
    на недискриминационной для каждой страны основе. — Прим. авт.

    нии товаром национальной таможенной границы или в случае внешнеторговой сделки. В результате повышается цена импортируемого товара.

    Протекционизм представляет собой систему мер по преимуществу нетарифного характера, но при использовании экономических механизмов регулирования внешней торговли. Эта система направлена на зашиту национального рынка и производителя от конкуренции зарубежных производителей такой же или подобной продукции. В условиях цивилизованного регулирования внешнеэкономической деятельности меры протекционизма, вплоть до введения монополии, устанавливаются на четко оговоренный страной с государствами-партнерами период. Дополнительно получаемые средства от более высоких таможенных пошлин, направляются на поддержку тех производств, ради которых и вводятся меры торгового протекционизма. Сегодня торговый протекционизм широко используется многими странами. Отличительной его чертой является использование преимущественно таможенных пошлин, тарифов и сборов.

    Преференциальный режим определяется, как правило, на уровне ООН и его организаций по отношению к ряду экономически слаборазвитых, нуждающихся в поддержке стран. Их состав корректируется ежегодно и согласовывается с ВТО. В этом случает весь импорт остается беспошлинным для импортера либо применяется минимальная ставка таможенной пошлины (не выше примерно 5%).

    Движение капиталов. К этой области в сфере внешней экономической политики относятся расширение масштабов отечественного накопления, увеличение национального производства (в том числе развитие экспортоориентированных предприятий), повышение занятости населения. Капиталодвижению способствует также формирование благоприятного, в первую очередь, для национального инвестора инвестиционного климата, который бы способствовал производительному использованию внутренних инвестиционных ресурсов и делал бы нецелесообразным отток капитала за границу. Следует отметить и такое его проявление, как содействие структурной перестройке российского народнохозяйственного комплекса. Сюда относятся рациональное привлечение передовой технологии и техники из-за границы, использование опыта управления производственными инновационноориентированными, конкурентоспособными на мировых товарных рынках структурами, а также применение разумного импортозамещения, отвечающего национальной концепции хозяйственного развития. Важную роль капиталодвижение играет в интересах органичного использования преимуществ международного разделения и кооперирования труда, а также мирового рынка капиталов в целях создания устойчивых предпосылок динамичного экономического развития страны.

    К аспектам, определяющим внешнеэкономическую политику, относится также формирование системы регулирования и контроля за передвижением российского капитала за национальную границу. Речь идет о расширении сети технического сервиса за рубежом для поставляемой на экспорт машинотех-нической продукции, о развитии сети производств путем создания новых предприятий (или приобретения пакетов акций, включая контрольный) для поставки в Россию экономически оправданного импорта. Исходят при этом из складывающихся пропорций разделения труда, из издержек производства и тран-сакционных расходов.

    Имеется далее ввиду использование разнообразных возможностей возврата государственных долгов Российской Федерации из зарубежных стран, как путем конверсии их в реальные, прямые инвестиции, так и за счет использования договорных отношений на уровне Лондонского, Парижского клубов, а также различных международных страховых организаций. Весьма эффективными могут оказаться вывод за национальные границы отдельных видов производств, в том числе вследствие погашения внешних долгов, а также создание устойчивых связей российского и зарубежного капиталов на основе производительного использования инвестиционных потенциалов государств в условиях органичного вхождения России на принципиально отличной основе в систему мировой экономики.


    Please publish modules in offcanvas position.