Основные виды анализа хозяйственной деятельности
1. С точки зрения времени (периода времени, к которо
му обращен анализ) выделяются следующие
виды анализа:
• Ретроспективный анализ. Анализируется деятельность предприятия и полученные результаты прошедших периодов.
• Оперативный (как один из вариантов ретроспективного). Изучаются изменения, произошедшие за короткий промежуток времени, а также только что закончившиеся процессы и их результаты.
• Итоговый (заключительный анализ, один из видов ретроспективного). В ходе проведения этого анализа рассматривается отчетный период (месяц, квартал, год) и анализируются имевшие место результаты.
• Перспективный (прогнозный) анализ. Анализ процессов, которые должны произойти после принятия решений, обоснование плановых показателей.
2. По видам
применяемых методов изучения объектов.
Существует большое
число методов, которые используются
для проведения
анализа хозяйственной деятельности пред
приятия. Ниже приведены только некоторые из них:
• Факторный анализ. Это способ изучения и измерения воздействия отдельных факторов на величину результирующего показателя.
• Функционально-стоимостный анализ. Функционально-стоимостный анализ — это метод исследования хозяйственных процессов, направленный на минимизацию затрат, поиск менее затратных способов реализации основных и исключение из процесса лишних функций.
• Сравнительный
анализ (сопоставительный).
Сопостав
ление процессов и показателей с
целью выявления их сход
ства или различия.
• Маржинальный анализ. Метод, основанный на разделе
нии затрат на переменные и
постоянные и на рассмотрении
с этой точки зрения взаимозависимости
объема продаж, при
были и себестоимости.
3. С точки зрения полноты изучаемых вопросов:
• Комплексный анализ. Всесторонне изучается вся хозяйственная деятельность предприятия.
• Локальный анализ. Анализируется только одна сторона деятельности предприятия, вызывающая на данный момент особый интерес.
• Тематический анализ. Подразумевает изучение отдельного вопроса, стоящего перед предприятием.
4. По пространственному признаку:
• Внутрихозяйственный анализ. Изучаются процессы, происходящие на предприятии, без учета связи результатов работы изучаемого предприятия с деятельностью других предприятий.
• Межхозяйственный анализ. Рассматривается деятельность предприятия в сравнении с результатами работы других предприятий.
5. В зависимости от субъектов (кто применяет):
• Внутренний анализ. Управленческий анализ, проводится силами сотрудников предприятия для планирования и оценки результатов деятельности.
• Внешний анализ. Проводится финансовыми учрежде
ниями, инвесторами и т. д. на основе
финансовой, статисти
ческой и иной отчетности.
6. С точки зрения периодичности проведения анализа:
• Годовой.
• Квартальный и т. д.