Анализ хозяйственной деятельности -серия «Шпаргалка» - ВОПРОС 2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . СРАВНЕНИЕ

    Содержание материала

    ВОПРОС 2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . СРАВНЕНИЕ

    Ответ

    Анализ хозяйственной деятельности — это исследование хозяйственных процессов, протекающих на предприятии, с целью выявления различных факторов, влияющих на его работу, а также оценки и прогнозирования деятельности предприятия.

    Метод анализа хозяйственной деятельности — это способ подхода к изучению хозяйственных процессов, измерению и обобщению влияния факторов на результаты деятельности предприятия. Применение методов анализа хозяйственной деятельности позволяет обработать набор показателей работы предприятия с помощью специальных приемов и получить результаты, на основе которых делаются выводы о работе предприятия и принимаются решения, касающиеся его будущей деятельности.

    К особенностям методов анализа хозяйственной деятельности относятся:

    •             определение и использование системы показателей при изучении явлений и процессов;

    •             всестороннее рассмотрение причин возникновения изменений тех или иных показателей;

    •             выявление и изучение взаимосвязи между показателями;

    •   количественная оценка влияния факторов на совокуп
    ный показатель,

    В анализе хозяйственной деятельности предприятия используются математические (например, теория массового обслуживания), статистические (например, использование относительных величин, корреляционный анализ и т. д.) и экономические методы анализа.

    Одним из наиболее распространенных методов, применяемых для анализа хозяйственной деятельности предприятия, является сравнение.

    Сравнение — это сопоставление процессов и показателей с целью определения их сходства и различия. Сравнение позволяет выявить изменения изучаемых объектов и тенденции этих изменений, найти нечто тождественное или специфическое в исследуемых явлениях.

    Перед началом проведения сравнительного анализа должна быть обеспечена сопоставимость сравниваемых показателей, то есть они должны быть качественно однородными. Следует нейтрализовать влияние стоимостных, структурных или объемных факторов.

    Условия проведения сравнительного анализа:

    •          периоды или промежутки времени, за которые рассчитываются исследуемые показатели, должны быть равными (например, если вы сравниваете объем производства и объем реализации предприятия, то сопоставляемые данные должны соответствовать одному периоду времени, например, кварталу);

    •          сопоставимость условий протекания исследуемых процессов (например, климатические, природные, технические условия сравниваемых процессов должны быть схожими);

    •          сопоставимость методики расчета рассматриваемых показателей и их состава (например, коэффициенты ритмичности производства могут быть рассчитаны с учетом всех имевшихся отклонений факта от плана и только с учетом невыполнения плана, соответственно нельзя сравнивать эти коэффициенты, взятые за разные периоды времени);

    • единство объемных, стоимостных, структурных, качественных показателей (например, переменные затраты зависят от объема производства предприятия, объем производства в денежном выражении будет зависеть от применения различных стоимостных измерителей и т. д.).

    Для того чтобы добиться сопоставимости показателей и нейтрализовать влияние стоимостных, объемных, структурных и качественных факторов, показатели приводят к единому базису, а также используют поправочные коэффициенты, различные средние и относительные величины и т. д.

    Сравнение как метод анализа хозяйственной деятельности используется для следующих типичных ситуаций:

    1)   сопоставление фактических значений показателя с плановыми значениями с целью оценки степени выполнения плана;

    2)   сравнение фактических значений показателя в текущем году с фактическими значениями прошлых периодов для выявления имеющих место тенденций;

    3)   сопоставление фактических значений показателей с нормами и нормативами для контроля над затратами;

    4)   сравнение показателей предприятия с новыми достижениями науки и техники, показателями ведущих предприятий отрасли с целью выявления резервов улучшения деятельности анализируемого предприятия;

    5)   сравнение показателей до и после изменения какого-либо фактора для оценки влияния этого фактора;

    6)   сравнение значений показателей предприятия со средними значениями этих показателей в отрасли с целью определения позиции предприятия в данном секторе экономики.

    7)   сопоставление динамических и параллельных рядов для анализа имеющихся взаимосвязей.


    Please publish modules in offcanvas position.