Анализ хозяйственной деятельности -серия «Шпаргалка» - ВОПРОС 16. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ . ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ

    Содержание материала

    ВОПРОС 16. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ . ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ

    Ответ

    Анализ производства и реализации продукции включает в себя:

    •            изучение динамики объемных показателей производства и реализации;

    •            анализ выполнения плана производства и реализации продукции;

    •            анализ динамики запасов готовой продукции;

    •            анализ ассортимента;

    •            оценку ритмичности производства и реализации продукции.

    Объем производства продукции может измеряться в натуральных единицах измерения (штуках, кг), условно-натуральных измерителях (условный автомобиль) и иметь стоимостное выражение (тыс. руб.).

    Обобщающим показателем производства и реализации продукции является стоимостная оценка. Объем производства может быть отражен двумя показателями: объемом товарной и валовой продукции.

    Товарная продукция — это стоимость всех произведенных товаров или услуг. Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности предприятия.

    Валовая продукция включает в себя, помимо стоимости всех произведенных товаров и услуг, незавершенное производство.

    Объем реализации продукции может определяться двумя способами:

    •    стоимость отгруженных товаров, выполненных работ
    и оказанных услуг;

    •    стоимость оплаченных товаров, работ и услуг.

    Анализ производства и реализации продукции начинается с изучения динамики производства и реализации товаров. При этом осуществляется расчет темпов роста производства и реализации (как цепных, так и базисных), а также темпов прироста.

    С использованием значений показателей объемов производства и реализации по каждому товару и по предприятию в целом рассчитываются следующие показатели:

    •              абсолютные отклонения значений последующего периода от значений предшествующего периода;

    •              относительные отклонения — как отношение абсолют ного отклонения к значению предыдущего периода, в процентах.

    Таблица 10. Динамика производства и реализации продукции

    (в сопоставимых ценах)




    Год

    Объем производства, тыс. руб.

    Темпы роста, %

    Базисные

    Цепные


    П

    Тб=(Пi/П0)100

    Тц=(Пi/Пi-1)100

    1

    1200

    100

    100

    2

    1300

    108,3

    108,3

    3

    1350

    112,5

    103,8

    Стоимостные показатели объема производства и реализации должны быть приведены в сопоставимый вид. Учет инфляции и нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является необходимым условием сопоставимости данных.

    Темп роста — отношение (в виде коэффициента или в процентах) значения показателя последующего периода к значению показателя предыдущего периода.

    Расчеты темпов роста могут осуществляться как на основе постоянной базы сравнения — базисный темп роста (например, по отношению к показателю на начало периода), так и на переменной основе — цепной темп роста (когда последовательно сравниваются последующие значения показателя с предыдущими).

    Темп прироста — отношение (в виде коэффициента или в процентах) абсолютного прироста к предыдущему значению. Темп прироста можно рассчитать и следующим образом: из темпа роста (в коэффициентах) вычитается единица или из темпа роста (в процентах) вычитается 100.

    В табл. 10 показана динамика объемов производства и реализации продукции. В качестве базы выбран первый год.

    Окончание таблицы 10



    Объем реализации,

    тыс. руб.

    Темпы роста, %

    Базисные

    Цепные

    Р

    Тб=(Пi/П0)100

    Тц=(Пi/Пi-1)100

    1150

    100

    100

    1200

    104,3

    104,3

    1290

    112,2

    107,5

    Где П — объем реализации, тыс. руб.;

    Тб — базисный темп роста, %;

    Тб —цепной темп роста, %;

    Пiобъем производства товаров в i-том году, %;

    П0— объем производства товаров в первом году, тыс. руб.;

    Рi — объем реализации товаров в i-том году, %;

    P0 — объем реализации товаров в первом году, тыс. руб. Темп роста и темп прироста свидетельствуют о степени изменения изучаемого явления во времени, в нашем случае они позволяют изучать тенденции производства и реализации продукции.

    Для характеристики средней степени явления (в нашем случае, производства или реализации) рассчитываются показатели среднего темпа роста и среднего темпа прироста. Расчет среднего темпа роста производится по формуле средней геометрической:

    где Тi— цепные темпы роста.

    В нашем примере среднегодовой темп роста производства товаров:

    Среднегодовой темп роста реализации товаров:

    Среднегодовой темп прироста может быть рассчитан следующим образом:

    Тпр=Т-100. В нашем примере среднегодовой темп прироста производства товаров:

    Тпп  = Тп - 100 = 103,98 - 100 = 3,98.

    Среднегодовой прирост реализации товаров: Тпр = Тр - 100= 103,89 - 100=3,89.

    Темпы роста и темпы прироста рассчитываются как для объемов производства и реализации конкретного товара, так и для предприятия в целом, строятся графики динамики объемов производства и реализации конкретного товара, совмещенные графики объемов производства и реализации по фирме в целом и др.

    Для наглядности динамика производства и реализации продукции изображается графически. Совмещенные графики объема производства и объема реализации товаров позволяют увидеть взаимосвязь изменения этих показателей.


    © 2025 Your Company. All Rights Reserved. Designed By JoomShaper

    Please publish modules in offcanvas position.