Анализ хозяйственной деятельности -серия «Шпаргалка» - ВОПРОС 17. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

    Содержание материала

    ВОПРОС 17. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

    Ответ

    Анализ производства и реализации продукции включает

    в себя:

    •            изучение динамики объемных показателей производства и реализации;

    •            анализ выполнения плана производства и реализации продукции;

    •            анализ динамики запасов готовой продукции;

    •            анализ ассортимента;

    •            оценку ритмичности производства и реализации продукции.

    Объем производства продукции может измеряться в натуральных единицах измерения (штуках, кг), условно-натуральных измерителях (условный автомобиль) и иметь стоимостное выражение (тыс. руб.).

    Таблица 11. Анализ выполнения плана производства и реализации товаров



    Товар

    Объем производства товаров, тыс. руб.

    план

    факт

    абс. изм.

    отн. изм. %


    п

    ф

    Ф-п

    (ф/п) • 100

    1

    1000

    1100

    100

    100

    2

    600

    500

    -100

    83,33

    Итого

    1600

    1600

    0

    0

    Обобщающим показателем производства и реализации продукции является стоимостная оценка. Объем производства может быть отражен двумя показателями: объемом товарной и валовой продукции.

    Товарная продукция — это стоимость всех произведенных товаров или услуг. Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности предприятия.

    Валовая продукция включает в себя, помимо стоимости всех произведенных товаров и услуг, незавершенное производство.

    Объем реализации продукции может определяться двумя способами:

    •    стоимость отгруженных товаров, выполненных работ
    и оказанных услуг;

    •    стоимость оплаченных товаров, работ и услуг.

    Важным этапом анализа производства и реализации продукции является анализ выполнения плана. Анализ степени выполнения плана проводится как для каждого товара, так и по предприятию в целом. С использованием значений показателей объемов производства и реализации определяются:

    •             абсолютные отклонения значений последующего пе-риода от значений предшествующего периода;

    •             относительные отклонения — как отношение абсолютного отклонения к значению предыдущего периода, в процентах.

    В табл. 11 показан пример таких расчетов.


    Объем реализации товаров, тыс. руб.

    план

    факт

    абс. изм.

    отн. изм. %

    п

    Ф

    ф-п

    (ф/п) • 100

    1000

    900

    -100

    90

    490

    500

    10

    102,4

    1490

    1400

    -90

    93,96

    Оперативный анализ производства и реализации продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

    Кроме того, анализ производства и реализации продукции включает в себя и составление товарного баланса.

    В случае если предприятие учитывает объем реализации по отгрузке, составляется следующий товарный баланс:

    ГПнач+ОП=ОР+ГПкон,

    где ГП — запасы готовой продукции на начало и конец периода, тыс. руб.; ОП — объем производства, тыс. руб.; ОР — объем реализации, тыс. руб. Если предприятие учитывает реализацию по оплате, то баланс будет выглядеть следующим образом:

    ГПнач+ОП+ОН=ОР+ГПкон+ОНкон,

    где ОН — отгруженная, но не оплаченная продукция.

    Невыполнение плана реализации продукции может привести к чрезмерному росту запасов готовой продукции, повышению затрат на складирование, охрану и т. д. Так же отрицательно на деятельности предприятия может сказаться как невыполнение плана производства, так и, в некоторых случаях, чрезмерное перевыполнение планируемого объема производства.

    В условиях рыночной экономики особенно важно стало учитывать выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. В ходе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и далее нарастающим итогом. Анализ следует проводить как по выполнению договоров на поставку конкретных товаров, так и по предприятию в целом.

    Коэффициент выполнения договорных обязательств находится путем деления разности между плановым объемом


    отгрузки по договорным обязательствам и его невыполнением на плановый объем поставок.

    К = (Ппланн) / Пплан,

    где К — коэффициент выполнения договорных обязательств; Пплан     — плановый объем поставок, тыс. руб.;

    Пн - недопоставка продукции, тыс. руб. Рассмотрим на конкретном примере. Планировалось по договору осуществить в прошедшем периоде поставки на сумму 10 000 руб., фактически было отгружено продукции на сумму 8600 тыс. руб. Найдем процент выполнения договорных обязательств.

    К=(Ппланн)/Пплан= (10 000 - (10 000 - 8600))/10 000 = 0,86.

    Таким образом, процент выполнения договорных обязательств составил 86%.


    © 2025 Your Company. All Rights Reserved. Designed By JoomShaper

    Please publish modules in offcanvas position.