ВОПРОС 18. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ . АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА
Ответ
Анализ производства и реализации продукции включает
в себя:
• изучение динамики объемных показателей производства и реализации;
• анализ выполнения плана производства и реализации продукции;
• анализ динамики запасов готовой продукции;
• анализ ассортимента;
• оценку ритмичности производства и реализации продукции.
Объем производства продукции может измеряться в натуральных единицах измерения (штуках, кг), условно-натуральных измерителях (условный автомобиль) и иметь стоимостное выражение (тыс. руб.). Обобщающим показателем производства и реализации продукции является стоимостная оценка. Объем производства может быть отражен двумя показателями: объемом товарной и валовой продукции.
Товарная продукция — это стоимость всех произведенных товаров или услуг. Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности предприятия.
Валовая продукция включает в себя, помимо стоимости всех произведенных товаров и услуг, незавершенное производство.
Объем реализации продукции может определяться двумя способами:
• стоимость отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
• стоимость оплаченных товаров, работ и услуг.
Ассортимент производимой продукции оказывает большое влияние на деятельность всего предприятия. При формировании ассортимента и его структуры следует учитывать такие факторы, как спрос со стороны потребителей и возможности самого предприятия.
Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.
Структура ассортимента продукции — это доля объема производства каждого наименования продукции в общем объеме производства предприятия.
Анализ ассортимента начинается с оценки выполнения плана по ассортименту Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться несколькими способами:
• по способу наименьшего процента;
• по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции;
• путем расчета коэффициента выполнения плана по ассортименту.
В качестве показателя степени выполнения плана по ассортименту используется коэффициент выполнения плана.
Коэффициент выполнения плана рассчитывается путем деления общего фактического объема производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, па общий плановый выпуск продукции. При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются.
Рассмотрим выполнение плана по ассортименту, используя данные табл. 12.
Таблица 12. Выполнение плана по ассортименту
Наименование продукции |
Объем производства продукции, тыс руб. |
Выполнение плана, % |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. |
|
План |
Факт |
|||
|
П |
Ф |
(Ф/П)*100 |
Если П>Ф, то Ф Если Ф>= П, то П |
А |
1000 |
950 |
95 |
950 |
Б |
600 |
630 |
105 |
600 |
В |
700 |
790 |
112,86 |
700 |
Итого |
2300 |
2370 |
103,04 |
2250 |
Имеющиеся у нас данные позволяют сделать следующие утверждения. По способу наименьшего процента план по ассортименту выполнен на 95 % (во внимание принимается наименьший процент выполнения плана производства отдельных наименований товаров). По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции, процент выполнения плана приблизительно составил 60 %.
Рассчитаем коэффициент выполнения плана по ассортименту
Для этого общий фактический объем производства продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту. делим на общий плановый выпуск продукции.
К=(3/П)*100;
К = (2250/2300) • 100 = 97,82. План по ассортименту продукции выполнен на 97,82 %.
Кроме того, необходимо сравнить структуру ассортимента в отчетном году со структурой ассортимента в прошлых периодах, определив абсолютные отклонения долей отдельных наименований продукции. Анализ структуры ассортимента продукции позволяет оценить важность отдельных наименований продукции с точки зрения достижения общего объема производства и выявить произошедшие за ряд лет структурные сдвиги в ассортименте.
Изменение структуры ассортимента влияет на все показатели хозяйственной деятельности предприятия:
• объем производства продукции;
• объем реализации продукции;
• материалоемкость;
• себестоимость;
• прибыль;
• рентабельность и т. д.
Расчет влияния структуры ассортимента выпускаемой продукции можно произвести методом цепных подстановок.
Кроме того, для анализа структуры ассортимента широко используется метод АВС-анализа.