Этапы проведения ABC -анализа
1. Выбор показателей для анализа. В качестве показателей для анализа может выступать объем реализации продукции, прибыль, покрытие затрат и т. д.
2. Расчет выбранного показателя по каждому наименованию продукции.
3. Подсчет общей суммы показателя. Общая сумма показателя принимается за 100 %.
4. Для каждого наименования продукции определяется относительная доля его показателя в общей сумме (в процентах). Контроль равенства суммы всех относительных долей 100 %
5. Товары ранжируются в порядке уменьшения их долей.
6. Относительные доли товаров ранжированного ряда суммируются нарастающим итогом (с накоплением итоговой суммы), начиная с первого в ранжированном ряду товара, то есть товара, у которого самая большая доля.
7. Распределение товаров по группам А, В и С. Все товары, которые попадают в первые 75 % суммы долей, относятся к группе Л. Если товары попадают в промежуток между 75 и 95 %, то эти товары относятся к группе В. Все товары, которые не вошли в эти группы, относятся к группе С
8. Разработка рекомендаций по формированию ассортимента и внесению в него изменений. Товары группы А следует сохранить в ассортименте, так как они играют важную роль в формировании выбранного показателя. Товары группы В рекомендуется проанализировать по другим показателям. Следует рассмотреть возможность исключения товаров группы С из ассортимента, предварительно изучив все другие факторы.
Рассмотрим процедуру проведения АВС-анализа на конкретном примере. Данные для расчета приведены в табл. 13, кроме того, данные содержат расчет доли каждого товара в общем объеме реализации и порядковые номера товара (от большего к меньшему).
Таблица 13. Данные для проведения АВС-анализа
Номер изделия |
Объем реализации, тыс. руб. |
Доля, % |
Порядковым номер товара |
1 |
25 |
1.74 |
8 |
2 |
125 |
8,71 |
4 |
3 |
300 |
20,91 |
|
4 |
45 |
3,14 |
- 7 |
5 |
290 |
20,21 |
3 |
6 |
500 |
34,84 |
1 |
7 |
100 |
6,97 |
|
8 |
50 |
3,48 |
6 |
Итого |
1435 |
100 |
|
В следующей таблице (табл. 14) разнесем анализируемые товары по группам.
Таблица 14. Результаты ЛВС-анализа
Ранг товара |
Доля, % |
Наименование товара |
Общая суммарная доля,% |
Группа |
1 |
34,84 |
6 |
34,84 |
Группа А |
2 |
20,91 |
3 |
55,75 |
|
3 |
20,21 |
5 |
75.96 |
|
4 |
8,71 |
2 |
84,67 |
Группа В |
5 |
6,97 |
7 |
91,64 |
|
6 |
3,48 |
8 |
95,12 |
|
7 |
3,14 |
4 |
98.26 |
Группа С |
Товары, наименования которых входят в группу А (6,3,5), вносят значительный вклад в общий объем реализации товаров. Их необходимо сохранить в ассортименте. Товары группы В (2, 7, 8) вносят средний вклад в объем реализации, можно порекомендовать проанализировать эти товары с точки зрения прибыли (процедура такая же, только в качестве показателя вместо объема реализации выбирается прибыль). Товары группы С стоит исключить из ассортимента предприятия, предварительно изучив все другие факторы.