ВОПРОС 33. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ . АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОДИН РУБЛЬ ПРОДУКЦИИ
Ответ
Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат на ее производство и реализацию. В себестоимость включаются не все затраты на производство и реализацию продукции, часть из них покрывается за счет прибыли. Затраты, которые включаются в себестоимость, определяются «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции», которое утверждается Правительством РФ.
К основным задачам анализа себестоимости относятся:
• анализ затрат на производство и реализацию продук ции по калькуляцибнным статьям и экономическим элементам;
• анализ затрат на один рубль продукции.
Анализ себестоимости проводится в целом по предприятию и по отдельным видам продукции.
Важным показателем, характеризующим себестоимость продукции, является уровень затрат на единицу (рубль) продукции, рассчитываемый как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости реализованной продукции.
где Ni - количество i-того вида продукции, нат. ед.; Сi - себестоимость i-того вида продукции, руб./ед.; Цi- цена реализации единицы i-того вида продукции, руб.
Из этой формулы можно выделить факторы, непосредственно влияющие на изменение уровня затрат на единицу продукции.
К факторам первого уровня, непосредственно влияющим на сумму затрат на рубль продукции относятся изменение структуры выпуска продукции, изменение объема выпуска продукции и изменение среднего уровня цены реализации на отдельные виды продукции.
Алгоритм расчета влияния этих факторов:
Рассмотрим процедуру оценки влияния факторов на конкретном примере, данные для расчета приведены в табл. 20.
Таблица 20. Данные для расчета
Вид продукции |
Прошлый год |
||
Объем производства, руб. |
Себестоимость единицы, руб. |
Цена реализации единицы, руб. |
|
А |
100 000 |
40 |
48 |
К |
60 000 |
60 |
64 |
В |
20 000 |
55 |
68 |
Окончание таблицы 20
Вид продукции |
|
Отчетный год |
|
Объем производства, руб. |
Себестоимость единицы, руб. |
Цена реализации единицы, руб. |
|
А |
100 000 |
42 |
50,4 |
Б |
45 000 |
61 |
67 |
В |
35 000 |
56 |
70 |
Шаг первый. Затраты на один рубль продукции в прошлом году:
Затраты на производство одного рубля продукции в прошлом году составили 87 копеек. |
Зпр = ((100 000 • 40 + 60 000 • 60 + 20 000 • 55)/( 100 000 • 48 + + 60 000 •64 + 20 000 • 68)) • 100 = 87.
Затраты на производство одного рубля продукции в прошлом году составили 87 копеек.
Шаг второй. Затраты на один рубль продукции в ценах и себестоимости прошлого года при фактическом выпуске продукции: |
Шаг второй. Затраты на один рубль продукции в ценах и себестоимости прошлого года при фактическом выпуске продукции:
31 = ((100 000 •40 + 45 000 •60 + 35 000 • 55)/( 100 000 • 48 + + 45 000 •64 + 35 000 • 68)) • 100 = 85,74. |
3=((1N... С )/(IJV.h-Z(. ))-100;
3, = ((100 000 -40 + 45 000 -60 + 35 000 • 55)/( 100 000 • 48 +
+ 45 000 ■ 64 + 35 000 • 68)) • 100 = 85,74.
Шаг третий. Затраты на один рубль продукции в ценах предыдущего года и фактической себестоимости при фактическом выпуске продукции:
32 = (( I Л/. • С )/( IN • Ц )) • 100;
32 = ((100 000 • 42 + 45 000 •61 + 35 000 • 56)/(100 000 • 48 + + 45 000 •64 + 35 000 • 68)) •100 = 88,52. |
32 = ((100 000 • 42 + 45 000 • 61 + 35000•56)/(100 000 • 48 +
+ 45 000 -64 + 35 000 - 68)) -100 = 88,52.
Шаг четвертый. Затраты на один рубль продукции в отчетном году:
3ф = ((100 000 •42 + 45 000 •61+35 000 • 56)/(100 000 • • 50,4 + 45000 • 67 + 35000 + 70)) • 100 = 84,77.
Шаг пятый. Определим влияние изменения структуры
производства продукции:
Δ3 (Структура) =31-3пр; Δ3 (Структура) = 85,74 - 87 = -1,26.
Таким образом, изменение структуры производства привело к тому, что затраты на рубль продукции сократились на 1,26 копеек.
Снижение затрат на рубль продукции за счет изменения структуры производства свидетельствует об увеличении в производстве продукции доли продукции с большей рентабельностью.
Шаг шестой. Определим влияние изменения себестоимости продукции:
Δ3(C)=32-31;
Δ3(C)=88,52 - 85,74 = 2,78.
Увеличение себестоимости продукции привело к тому, что затраты на один рубль продукции выросли на 2,78 копеек.
Шаг седьмой. Рассчитаем влияние изменения цены реализации:
Δ3(Ц)=Зф- 32; Δ3(Ц)= 84,77 - 88,52 = -3,75. Рост цен реализации всех видов продукции привел к тому, что затраты на рубль продукции уменьшились на 375 копеек.
Шаг восьмой. Проверка. Δ3=Зф-Зпр=ΔЗ (Структура) + A3 (С) + A3 (Ц);
Δ3 = 84,77-87 =-2,23; Δ3 = -1,26 + 2,78 + (-3,75) = -2,23. Расчеты верны.
Этот показатель наглядно показывает взаимосвязь между себестоимостью и прибылью. В ходе анализа производится изучение динамики затрат на рубль готовой продукции, проводятся сравнения этого показателя с аналогичными показателями других предприятий.