Анализ хозяйственной деятельности -серия «Шпаргалка» - ВОПРОС 33. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ . АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОДИН РУБЛЬ ПРОДУКЦИИ

    Содержание материала

    ВОПРОС 33. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ . АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОДИН РУБЛЬ ПРОДУКЦИИ

    Ответ

    Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат на ее производство и реализацию. В себестоимость включаются не все затраты на производство и реализацию продукции, часть из них покрывается за счет прибыли. Затраты, которые включаются в себестоимость, определяются «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции», которое утверждается Правительством РФ.

    К основным задачам анализа себестоимости относятся:

    •             анализ затрат на производство и реализацию продук ции по калькуляцибнным статьям и экономическим элементам;

    •             анализ затрат на один рубль продукции.

    Анализ себестоимости проводится в целом по предприятию и по отдельным видам продукции.

    Важным показателем, характеризующим себестоимость продукции, является уровень затрат на единицу (рубль) продукции, рассчитываемый как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости реализованной продукции.

    где Ni - количество i-того вида продукции, нат. ед.; Сi - себестоимость i-того вида продукции, руб./ед.; Цi- цена реализации единицы i-того вида продукции, руб.

    Из этой формулы можно выделить факторы, непосредственно влияющие на изменение уровня затрат на единицу продукции.

    К факторам первого уровня, непосредственно влияющим на сумму затрат на рубль продукции относятся изменение структуры выпуска продукции, изменение объема выпуска продукции и изменение среднего уровня цены реализации на отдельные виды продукции.

    Алгоритм расчета влияния этих факторов:

    Рассмотрим процедуру оценки влияния факторов на конкретном примере, данные для расчета приведены в табл. 20.

    Таблица 20. Данные для расчета



    Вид продукции

    Прошлый год

    Объем

    производства,

    руб.

    Себестоимость единицы, руб.

    Цена

    реализации

    единицы, руб.

    А

    100 000

    40

    48

    К

    60 000

    60

    64

    В

    20 000

    55

    68

    Окончание таблицы 20



    Вид продукции


    Отчетный год


    Объем

    производства,

    руб.

    Себестоимость единицы, руб.

    Цена

    реализации

    единицы,

    руб.

    А

    100 000

    42

    50,4

    Б

    45 000

    61

    67

    В

    35 000

    56

    70


    Шаг первый. Затраты на один рубль продукции в прошлом году:

    Затраты на производство одного рубля продукции в прошлом году составили 87 копеек.

    Зпр = ((100 000 • 40 + 60 000 • 60 + 20 000 • 55)/( 100 000 • 48 + + 60 000 •64 + 20 000 • 68)) • 100 = 87.

    Затраты на производство одного рубля продукции в прошлом году составили 87 копеек.

    Шаг второй. Затраты на один рубль продукции в ценах и себестоимости прошлого года при фактическом выпуске продукции:

    Шаг второй. Затраты на один рубль продукции в ценах и себестоимости прошлого года при фактическом выпуске продукции:

    31 = ((100 000 •40 + 45 000 •60 + 35 000 • 55)/( 100 000 • 48 + + 45 000 •64 + 35 000 • 68)) • 100 = 85,74.

    3=((1N... С   )/(IJV.h-Z(. ))-100;

    3, = ((100 000 -40 + 45 000 -60 + 35 000 • 55)/( 100 000 • 48 +

    + 45 000 ■ 64 + 35 000 • 68)) • 100 = 85,74.

    Шаг третий. Затраты на один рубль продукции в ценах предыдущего года и фактической себестоимости при фактическом выпуске продукции:

    32 = (( I Л/. • С )/( I• Ц   )) • 100;

    32 = ((100 000 • 42 + 45 000 •61 + 35 000 • 56)/(100 000 • 48 + + 45 000 •64 + 35 000 • 68)) •100 = 88,52.

    32 = ((100 000 • 42 + 45 000 • 61 + 35000•56)/(100 000 • 48 +

    + 45 000 -64 + 35 000 - 68)) -100 = 88,52.

    Шаг четвертый. Затраты на один рубль продукции в отчетном году:

    3ф = ((100 000 •42 + 45 000 •61+35 000 • 56)/(100 000 • • 50,4 + 45000 • 67 + 35000 + 70)) • 100 = 84,77.

    Шаг пятый. Определим влияние изменения структуры

    производства продукции:

    Δ3 (Структура) =31-3пр; Δ3 (Структура) = 85,74 - 87 = -1,26.

    Таким образом, изменение структуры производства привело к тому, что затраты на рубль продукции сократились на 1,26 копеек.

    Снижение затрат на рубль продукции за счет изменения структуры производства свидетельствует об увеличении в производстве продукции доли продукции с большей рентабельностью.

    Шаг шестой. Определим влияние изменения себестоимости продукции:

    Δ3(C)=32-31;

    Δ3(C)=88,52 - 85,74 = 2,78.

    Увеличение себестоимости продукции привело к тому, что затраты на один рубль продукции выросли на 2,78 копеек.

    Шаг седьмой. Рассчитаем влияние изменения цены реализации:

    Δ3(Ц)=Зф- 32; Δ3(Ц)= 84,77 - 88,52 = -3,75. Рост цен реализации всех видов продукции привел к тому, что затраты на рубль продукции уменьшились на 375 копеек.

    Шаг восьмой. Проверка. Δ3=Зфпр=ΔЗ (Структура) + A3 (С) + A3 (Ц);

    Δ3 = 84,77-87 =-2,23; Δ3 = -1,26 + 2,78 + (-3,75) = -2,23. Расчеты верны.

    Этот показатель наглядно показывает взаимосвязь между себестоимостью и прибылью. В ходе анализа производится изучение динамики затрат на рубль готовой продукции, проводятся сравнения этого показателя с аналогичными показателями других предприятий.


    Please publish modules in offcanvas position.