Чистая прибыль
- это часть прибыли, остающаяся в рас-поряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Это конечный результат хозяйственной деятельности предприятия.Анализ прибыли предполагает изучение состава и структуры балансовой прибыли в отчетном году и в прошлых годах, динамики балансовой прибыли и элементов, ее образующих, а также динамики структуры балансовой прибыли. Наибольшую долю в структуре прибыли промышленных предприятий должна составлять прибыль от реализации товаров, поэтому если в структуре прибыли удельный вес этой составляющей сокращается, то можно сделать вывод о снижении эффективности деятельности предприятия. При изучении динамики балансовой прибыли следует все данные скорректировать на величину инфляции.
На изменение прибыли от реализации товаров влияют следующие факторы:
• цена реализации продукции;
• себестоимость производства и реализации продукции;
• объем реализации товаров;
• структура реализации.
Структура реализации может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли от реализации товаров. Прибыль может увеличиться, если в структуре реализации большую долю занимают товары с высокой рентабельностью, и, наоборот, рост удельного веса низкорентабельной продукции в структуре реализации приведет к уменьшению общей прибыли.
Объем реализации товаров также может воздействовать двояко: увеличение объема реализации рентабельной продукции приведет к росту прибыли, увеличение объема реализации убыточных товаров приведет к уменьшению суммы прибыли.
Снижение себестоимости продукции при прочих равных условиях приводит к росту прибыли, и наоборот.
Рост цены реализации продукции при прочих равных факторах приводит к быстрому увеличению прибыли, снижение цен уменьшает прибыль.
Анализ прибыли проводится как в целом по предприя тию, так и по отдельным видам товаров.