Институциональная экономика - Олейник А.Н. - 22.2. Эмпирические методы оценки характера государства

    Содержание материала

    22.2. Эмпирические методы оценки характера государства

    Идентифицировать то, насколько близко конкретное государство к контрактному или эксплуататорскому, предлагается на базе анализа статей структуры государственного бюджета. Как и в случае с балансом фирмы, государственный бюджет содержит в себе достаточное количество информации, необходимой для институционального анализа. Точнее, интересующая нас информация содержится в ряде статей доходов и расходов государственного бюджета, в данных по реальному исполнению статей бюджета и по способам покрытия бюджетного дефицита, если он есть. Структура государственного бюджета (с данными по федеральному бюджету РФ на 1995 г., в процентах от ВВП за тот же период времени) показана в табл. 22.1 40.

    Таблица   22.1

     

    Доходы

    Расходы

    Налоговые доходы — 10

    10

    Бюджетные кредиты экономике

    0

    В том числе

    Налог на прибыль

    2,4

    Внешнеэкономическая деятельность

    1 6

    Подоходный налог     

    0,2

    Социально-культурные мероприятия

    1,3

    Налог на добавленную стоимость

    4,1

    Наука

    0,3

    Специальные налоги

    0,7

    Оборона

    2,8

    Акцизы

    0,6

    Правоохранительная деятельность

    1,3

    Экспортно-импортные пошлины

    1,6

    Юстиция

    0,1

    Ресурсные платежи

    0,2

    Государственное управление

    0,3

    Лицензии

    0

    Пополнение государственных запасов и резервов

    0,6

    Неналоговые доходы

    2,5

    Расходы по чрезвычайным обстоятельствам

    0,2

    В том числе

    Доходы от внешнеэкономической деятельности

    0,9

    Обслуживание и выплата внешнего и внутреннего долга

    2,5

    Активы, находящиеся в государственной собственности

    0,4

    Финансирование местных бюджетов

    2,7

    Реализация государственных запасов

    1,2

    Всего

    15,9

    Возврат бюджетных кредитов

    0,1

    Дефицит

    2,7

    Целевые бюджетные фонды

    0,8

    Всего

    13,1

       

    Первый критерий заключается в соотношении различных статей доходов. Так, чем выше доля неналоговых доходов, тем активнее вмешательство государства в экономику — его роль выходит за рамки простого гаранта исполнения контрактов. Динамика доли неналоговых доходов российского бюджета не позволяет говорить о существовании устойчивой тенденции — их доля составила 0,1% ВВП в 1992 г., 3,4 — в 1993 г. и 2,0% в 1994 г. Далее, анализ соотношения различных видов налоговых поступлений дает возможность судить либо об их конфискационном характере (в случае преобладания рентных платежей и специальных налогов), либо

    об их подчиненном характере производительной деятельности (в случае преобладания так называемых «рыночных» налогов: на прибыль, НДС, акцизов, подоходного, на имущество). Отметим, что доля «рыночных» налогов в федеральном бюджете РФ имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Эти налоги обеспечивали 75% доходов в 1992 г. и менее 50% в 1995 г.41 Важную информацию содержат также данные о собираемости налогов, т. е. соотношении фактических налоговых поступлений и их потенциальной величины, рассчитанной исходя из реальных размеров базы налогообложения. Чем выше собираемость налогов, тем ближе государство к модели контрактного. В России собираемость налогов неуклонно сокращается. В 1997 г. по налогу на прибыль она составила 43,3%, по НДС - 68,1% и по акцизам — 66,4% 42.

    Кроме того, требует анализа информация о структуре государственных расходов и особенно о соотношении реально профинансированных расходов с теми, которые фиксируются законом о государственном бюджете. Для эксплуататорского государства разумно предположить приоритетность финансирования расходов, связанных с сохранением и усилением его потенциала насилия (расходы на содержание «силовых» министерств), и расходов, направленных непосредственно на содержание государственного аппарата. В России расходы на армию, милицию и государственный аппарат составили в 1995 г. 4,4% ВВП (в 1985 г. — 3,9%), или почти треть всех государственных расходов (14% в 1985 г.). Причем государство с наибольшей готовностью несло именно эти расходы, о чем свидетельствуют следующие данные по пяти наиболее полно профинансированным статьям (в процентах от предусмотренных законом сумм, 1997 г.) (табл. 22.2) 43.

    Таблица   22.2

     

    Статья расходов

    Исполнение, %

    Правоохранительная деятельность (без юстиции)

    93,6

    Социально-культурные мероприятия

    89,3

    Государственное управление

    83,6

    Международная деятельность (включая расходы по обслуживанию государственного внешнего долга)

    80,4

    Оборона

    76,4

    Контрактное и эксплуататорское государства имеют различные предпочтения относительно способов финансирования бюджетного дефицита. Так, из трех основных способов покрытия бюджетного дефицита: кредитов центрального банка правительству, внешних и внутренних займов — эксплуататорское государство предпочитает первый, наиболее инфляционный, но в то же время наименее ограничивающий его свободу. Кроме того, использование кредитов центрального банка позволяет государству получать доходы еще и от «инфляционного налога», носящего конфискаци-онный характер. Напротив, контрактное государство предпочитает наименее инфляционный способ финансирования бюджетного дефицита, займы на внешнем рынке. Отдельного разговора заслуживают займы на внутреннем рынке, которые и представляют инфляционную опасность в долгосрочном периоде, и замедляют рост совокупного благосостояния, так как финансовые ресурсы перетекают из реального сектора на рынок государственных долговых обязательств 44. В отношении российского государства образца 90-х годов нельзя говорить о существовании устойчивых предпочтений касательно методов покрытия бюджетного дефицита, хотя доля кредитов Центрального банка сокращается, а доля заимствований на внутреннем рынке — увеличивается (табл. 22.3) 45.

    Таблица   22.3

     

    Способ финансирования бюджетного дефицита

    Финансирование дефицита, %

    1992 г.

    1993 г.

    1994 г.

    1995 г.

    Кредиты ЦБ

    100

    86

    68,4

    20,7

    Внешние кредиты

    0

    12,4

    8

    18,1

    Ценные бумаги (ГКО)

    0

    1,6

    9,8

    31,4

    Казначейские обязательства (КО)

    0

    0

    10

    29,8

    Выводы. Подведем итоги сопоставлению двух идеальных типов государства с помощью табл. 22.4.

    Таблица   22.4

     

     

    Контрактное государство

    Эксплуататорское государство

    Цель

    Максимизация совокупного дохода (ВВП) членов общества, снижение трансакциейных издержек

    Максимизация ренты (налоговых поступлений) группы, контролирующей государственный аппарат

    Задачи (функции)

    Гарант в ряде сделок между индивидами, спецификация и защита прав собственности

    Активное вмешательство в экономические и социальные взаимодействия, не ограничивающееся ролью гаранта

    Средства (использование монополии на насилие)

    Ограничено социальным договором и конституционными рамками

    Зависит лишь от политической воли группы, контролирующей государство

    Механизмы решения проблемы принципала и агента

    Принципал — гражданин: механизмы демократического контроля, наличие конституционных рамок, наличие альтернатив.

    Принципал — государство: распространение нормы легализма (добровольного подчинения закону, в том числе налоговому)

    Принципал — гражданин: отсутствуют.

    Принципал — государство: использование принуждения и насилия, попытки осуществления всеобъемлющего контроля (особенно в крайнем случае тоталитарного государства)

    Бюджетное ограничение

    Жесткое, ограниченное демократической процедурой утверждения бюджета

    Мягкое

    Основные статьи доходов

    Налоговые поступления, в первую очередь — от «рыночных» налогов

    Конфискационные налоги и неналоговые поступления

    Основные статьи расходов

    Юстиция, правоохранительная деятельность

    Оборона, государственное управление, правоохранительная деятельность      

    Основные

    способы

    покрытия

    бюджетного

    дефицита

    Займы на внешнем рынке

    Кредиты ЦБ правительству, займы на внутреннем рынке, возможен и отказ от выполнения обязательств как вид конфискационного налога 

     

    Please publish modules in offcanvas position.