Примеры решения задач
1. Какую форму должна иметь кривая предложения денег в государстве, ориентированном на получение инфляционного дохода (сенъоража) (рис. 22.2, где D— кривая спроса на деньги)60.
Рис. 22.2
Ответ. Б. Кривая предложения денег должна быть параллельной кривой спроса на деньги. Именно в этом случае государство (для упрощения здесь предполагается, что именно государство принимает решение о параметрах кредитно-денежной политики) получает возможность регулярно «обманывать» ожидания экономических агентов относительно уровня инфляции в следующем периоде. Изобразим этот процесс на графике. Пусть в момент времени Т0 национальный доход равен (М/Р)0 и, соответственно, ожидаемый уровень инфляции равен π'0, а действительный — π0. Тогда в период времени Т1 ожидаемый уровень инфляции равен π'1 , а действительный — я, и т. д. Источник инфляционного налога — разница между ожидаемым и реальным уровнем инфляции.
2. Как отразится на качестве услуг, предоставляемых государством, реализация принципа свободного перемещения рабочей силы в международном масштабе (как это происходит, например, в рамках Европейского Союза)?
А. Качество услуг ухудшится.
Б. Качество услуг улучшится.
В. Качество услуг не изменится. Г. А или В.
Ответ. Б. При прочих равных условиях реализация принципа свободного перемещения рабочей силы приведет к увеличению конкуренции между государствами в реализации ими своих функций. Иными словами, появится возможность для легализации принципа «голосования ногами»: граждане будут выбирать для проживания то государство, которое, по их мнению, наиболее эффективно выполняет свои функции.
3. Какой вариант использования индекса Джини позволяет выносить суждения о модели конкретного государства, контрактной или эксплуататорской?
A. Сравнение значений индекса в динамике.
Б. Сравнение значений индекса в различных странах.
B. Сопоставление значения индекса с некой абсолютной вели
чиной.
Г. Анализ значений индекса не позволяет судить о модели государства.
Ответ. Б. Высокая степень дифференциации доходов отражает преимущества в доступе к собственности, которыми обладают отдельные социальные группы. Равные условия доступа к собственности создают предпосылки для более равномерного распределения доходов. Как следует из табл. 22.6, страны с максимальными значениями индекса Джини (на 1993 г., данные по России относятся к 1997 г.) не относятся к демократическим странам с развитым рыночным механизмом распределения прав собственности 61:
|
Страна |
Значение индекса Джини, % |
Бразилия |
61 |
Танзания |
57,2 |
Кения |
55,1 |
Великобритания |
39,3 |
Россия |
37 |
США |
36,9 |
Франция |
35,4 |
Япония |
28,2 |
Швеция |
27,9 |
Таблица 22.6
4. На основе анализа государственного бюджета Королевства Нидерландов за 1995 г. (табл. 22.7) сделайте выводы относительно модели государства 62.
А. Контрактная модель.
Б. Эксплуататорская модель.
Таблица 22.7
Доходы (% от ВНП) |
Расходы (% от ВНП) |
||
Прямые налоги |
1? |
Социальные услуги |
15,7 |
Косвенные налоги |
11,4 |
В том числе Местное самоуправление |
12,6 |
Дивиденды от участия |в собственности |
1,4 |
Субсидии домашним хозяйствам |
2,3 |
% по кредитам другим странам |
0,2 |
Социальное страхование |
0,8 |
Государственное управление |
4,8 |
||
Оборона |
2,9 |
||
Субсидии предприятиям |
0,8 |
||
Обслуживание государственного долга |
0,2 |
||
Всего |
26 |
Всего |
27,9 |
Дефицит бюджета |
1,9 | |
Ответ. А. Анализ структуры государственного бюджета позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, налоговые поступления составляют основную часть доходов бюджета (90%). Во-вторых, доля расходов на оборону не превышает 3%. Расходы на государственное управление достаточно высоки, однако их размер оказывается незначительным по сравнению с субсидиями местным органам власти и общественным организациям (public authorities). В-третьих, относительная величина государственных расходов близка к средней по группе государств всеобщего благосостояния.
5. То, что налоговое бремя падает в основном на юридических лиц, характерно для:
А. Контрактной модели государства. Б. Эксплуататорской модели.
Ответ. Б. Уплата налогов непосредственно физическими лицами ближе к идее контрактного государства, ориентированного на максимизацию благосостояния его граждан. Граждане напрямую оплачивают услуги, которые они получают от государства.
Наоборот, налогообложение прежде всего юридических лиц создает посредника в контрактных отношениях граждан и государства. Стоит отметить, что большинство российских граждан — 50% — считает, что именно юридические, а не физические лица должны нести основное налоговое бремя 63.
6. Выберите из нижеследующего списка те организационные
структуры, которые способны восполнять «провалы рынка», т. е.
выполнять те же функции, что и государство.
A. Предприниматель.
Б. Акционерное общество.
B. Структуры мафиозного типа.
Г. Клан (структура, построенная на основе семейно-родствен-ных связей).
Д. Университет.
Е. Никакая из вышеперечисленных.
Ответ. В и Г. Субститутами государства являются мафиозные и близкие к ним по организации клановые структуры, ориентированные на частное производство доверия и частное использование насилия64. Персонификация отношений в рамках этих структур позволяет использовать неценовые каналы обмена информацией, например личную репутацию. Личная репутация может также играть роль гарантии выполнения контрактов (contract enforcement).
7. Увеличение числа близких субститутов государству:
А. Приведет к расширению границ государства.
Б. Приведет к сужению границ государства.
8. Не отразится на границах государства.
Ответ. Б. Увеличение числа близких субститутов государства, например вследствие свободного перемещения рабочей силы в международном масштабе, приведет к снижению специфичности активов, которыми располагает государство для выполнения своих функций. Среди специфичных активов, находящихся в распоряжении государства, укажем зафиксированную в законе монополию на использование насилия (аналог товарного знака), лежащий в основе современных государств принцип территориальной целостности (специфичность по месту расположения активов), формирование особой группы «рациональных бюрократов» (специфичность человеческого капитала) и т. д. Используя логику, аналогичную той, что объясняет оптимальный размер фирмы в зависимости от степени специфичности принадлежащих ей активов65, можно предположить уменьшение размеров государства — сокращение числа функций, которые оно выполняет.