Институциональная экономика - Олейник А.Н. - Сноски к теме 11

    Содержание материала

    Сноски к теме 11

    1 Coleman J. Foundations of Social Theory. Cambridge: Belknap-Harvard
    University Press, 1990. P. 341.

    2 Согласно более привычному определению, «провалами», или фиаско,
    рынка называют случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить
    эффективное использование ресурсов (Иуреев Р. Курс микроэкономики. М.:
    Норма-ИНФРА-М, 1998. С. 432).

    3 Dugger W. Transaction Cost Economics and the State/Transaction Costs,
    Markets and Hierarchies. С Pitelis (ed.).   Oxford: Blackwell, 1993. P. 193-202.

    4 Тамбовцев В. Государство и переходная экономика: пределы управляемо
    сти. М.: ТЕИС, 1997. С. 28. Отсутствие гарантий от попадания ресурса в руки
    случайного владельца отражено и в русском фольклоре: «Придет время —
    будет и наш черед», «Овечку стригут, а другая того ж себе жди», «Авось, что
    заяц в тенета попадает», «Авось — великое слово», «Авось не бог, а полбога
    есть» {Даль В. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. СПб.:
    Литера, 1997. Т. 1. С. 94-96).

    5 Eggertsson Т. Economic Behavior and Institutions. Cambridge: Cambridge
    University Press, 1990. P. 288-289. Исходное описание ситуации принадлежит
    перу знаменитого британского антрополога Э. Эванса-Притчарда.

    6 Umbeck J. A Theory of Contractual Choice and the California Gald Rush//
    Journal of Law and Economics. 1978. Vol. 21. № 3; Umbeck J. Might Makes Rights:
    A Theory of the Formation and Initial Distribution of Property Rights//Economic
    Inquiry. Vol. 20. № 2.

    7 К аналогичным результатам при анализе более общего случая выбора
    оптимального распределения ресурсов между производительным трудом и
    использованием насилия пришел и X. Гроссман (Grossman H. A General
    Equilibrium Model of Insurrections//American Economic Review. 1991. Vol. 81. № 4).

    8 Umbeck J. Might Makes Rights: A Theory of the Formation and Initial
    Distribution Property Rights. P. 51.

    9 Дать определение современного государства можно в конечном счете только исходя из специфически применяемого им средства — физического насилия (Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 645).

    10 Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 1511 Гражданского кодекса РФ).

    11   Eggertsson Т. Op. cit. P. 289.

    12  Вебер М. Указ. соч. С. 647. М. Вебер отличает три типа оправдания
    властных отношений: традиционное господство, харизматическое господство
    и легальное господство, — господство в силу веры в обязательность легально
    го установления.

    13  Ostrom E. Governing the Commons. The Evolution of Institutions for Collective
    Action. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 11.

    14 Wolf C, Jr. Markets or Governments. Choosing Between Imperfect
    Alternatives, Cambridge: The MIT Press, 1988. P. 63-79.

    15 Coleman J. Op. cit. P. 358.

    16 Wolf C, Jr. Op. cit. P. 87.

    17 Williamson O. The Politics and Economics of Redistribution and Inefficiency.
    A paper presented at Festschrift to honor Amartya Sen. 1994. February. P. I.

    18 Например, гарантом сделки может выступать один из субъектов обмена
    (точнее, его потенциал насилия), оба субъекта, третья сторона (арбитр), со
    циальная группа, применяющая санкции на основе традиции или обычая.
    См. классификацию сделок в зависимости от типа гаранта в: Тамбовцев В.
    Указ. соч. С. 29—33.

    l9Dugger W. Op. cit. P. 202-205.

    20 North D. Structure and Change in Economic History N.Y.: Norton, 1981.
    P. 81.

    21  Ibid. P. 159.

    22 Бьюкенен Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном//Из-
    бранные труды. М.: Таурус Альфа, 1997. Гл. 6.

    23  Там же. С. 330.

    24  North D. Op. cit. P. 22.

    25 Дж. Бьюкенен называет такое государство защищающим (Бьюкенен Дж.
    Указ. соч. С. 331).

    26 North D. Op. cit. P. 24. Сказанное не исключает провалов контрактного
    государства, которые следует оценивать, принимая во внимание специфику
    целей этого типа государства.

    27 В качестве варианта закона о государственной службе укажем следую
    щие нормы: четкое разграничение государственных служащих от работников
    бюджетной сферы, четкая фиксация перспектив служебного роста функцио
    неров, определение перечня санкций за ненадлежащее исполнение служеб
    ных обязанностей, определение механизмов разрешения конфликтов, возни
    кающих внутри государственного аппарата, определение прав граждан по
    инициированию применения санкций против государственных служащих (Там
    бовцев В.
    Указ. соч. С. 80—81).

    28 Патнэм Р. Процветающая коммьюнити, социальный капитал и обще
    ственная жизнь//Мировая экономика и международные отношения. 1995.
    № 4; его же: Чтобы демократия сработала. М.: Ad Marginem, 1996. Гл. 6.

    29 Putterman L. The Firm as Association versus the. Firm as Commodity. Efficiency
    Rights and Ownership//Economy and Philosophy. 1988. Vol. 4. № 2. P. 260.

    30 Данный тезис особенно важен в отношении стран Восточной Европы, где сильны ожидания построения контрактного государства на основе лишь политической воли, см.: Rapaczynski A. The Roles of the State and the Market in Establishing Property Rights//Journal of Economic Perspectives. 1996. P. 86—103.

    31  North D. Op. cit. P. 27.

    32  Tiebout C. A Pure Theory of Local Expenditures//Journal of Political Economy.
    1956. Vol. LXIV.

    33 Описание рынка правил дано в: Тамбовцев В. Указ. соч. С. 90, 96-97. Существование международного рынка правил анализируется в: Олеиник Л. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход// Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 1. С. 19—21, 26.

    34 North D. Op. cit. P. 22-24.

    35 Cotta A. Le corporatisme. Paris: Presses Universitaires de France, 1984. P. 15-25.

    36 Дж. Бьюкенен называет такое государство производящим, подчеркивая его стремление не ограничиваться рамками гаранта в сделках (Бьюкенен Дж. Указ. соч. С. 333).

    37 Аналогия эксплуататорского государства с оседлым бандитом предложена в: Олсон М. Рассредоточение власти и общество в переходный период, доклад на конференции «Реформы в России: установившиеся интересы и практические альтернативы». М., 13—15 апреля 1995; Pejovich S. Privatizing the Process of Institutional Change in Eastern Europe. A paper presented at European Association for Evolutionary Political Economy Conference. Krakow, 19—21 October 1995.

    38  North D. Op. cit. P. 103.

    39 Тамбовцев В. Государство и экономика. М.: Магистр, 1997. С. 20. Эмпирическое подтверждение гипотезы о циклической смене групп, контролирующих государственный аппарат, приведено в: Roemer J. Political Cycles, Working Paper, Department of Economics. University of California. 1994. January.

    40 Финансовая стабилизация в России. М.: Прогресс—Академия, 1995. С. 212-213.

    41 Там же. С. 76-77.

    42 Экономический альманах. М.: Экономический факультет МГУ—ТЕИС, 1998. Вып. 1. С. 20.

    43 Там же.

    44 Экономика/Под ред. А. Архипова, А. Нестеренко, А. Большакова. М.:
    Проспект, 1998. Гл. 27. В частности, рынок ГКО (государственных кратко
    срочных облигаций) сыграл серьезную дестабилизирующую роль в ходе по
    следнего кризиса в России.

    45 Финансовая стабилизация в России. М.: Прогресс-Академия, 1995.
    С. 91, 213, 220-221.

    46 Народное хозяйство СССР в 1977 г. М.: Статистика, 1978. С. 40, 560
    (фактическое исполнение бюджета в 1965 и 1977 гг.).

    47 Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 1998.
    С. 651.

    48 По оценкам зарубежных экспертов, расходы на оборону достигали 12% от ВНП в 1965 г. и 12,7% в 1977 г., см.: Миронов Б. История в цифрах. Л.': Наука, 1991. С. 147.

    49 The North Atlantic Treaty Organization. Facts and Figures. Brussels: NATO Information Service, 1989. P. 456-457.

    50 Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.:
    ИНФРА-М, 1996. С. 215.

    51  О модели государства всеобщего благосостояния см.: Розанваллон П.
    Новый социальный вопрос. М.: Ad Marginem, 1997.

    52 Touraine A. La parole et le sang. Politique et societe en Amerique Latine.
    Paris: Odil Jacob, 1988.

    53 Экономика переходного периода. М.: ИЭПП, 1998. С. 347.

    54 Oleinik A. Changes in the Organization of Everyday Life in the Wake of
    Financial Crisis//Segbers K. (Ed.), Explainig Post-Soviet Patch works, Vol 2,
    Aldershot: Ashgate, 2001. В этой статье использованы результаты социологи
    ческого опроса 1351 человека в 12 регионах РФ группой исследователей в
    составе Е. Гвоздевой, А. Олейника, С. Патрушева и А. Хлопина.

    55 О структуре цен в советской экономике см.: Экономика социалистиче
    ской промышленности/Под ред. Г. Егизаряна, А. Омаровского. М.: Изд-во
    МГУ, 1988. С. 270-271.

    56Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ—ИНФРА-М, 1997. С. 586.

    57 Гейденштейн Р. Записки о Московской войне 1578—1582 гг. СПб., 1889. Кн. 1. С. 25.

    58 Даль В. Указ. соч. С. 200, 202.

    59 Корнай Я. Путь к свободной'экономике. М.: Экономика, 1990. С. 78.

    60 В примере использованы положения статьи: Havrylishyn О., Miller M.,
    Perraudin W.
    Deficits, Inflation and the Political Economy of Ukraine//Economic
    Policy. 1994. № 19.

    61  Экономика переходного периода. С. 909.

    62 Statistical Yearbook 1997 of the Netherlands. Voorburg/Heerlen: Statistics
    Netherlands, 1997.

    63 Результаты опроса 1351 человека в 12 регионах РФ группой исследова
    телей в составе Е. Гвоздевой, А. Олейника, С. Патрушева и А. Хлопина.

    64 Подробнее см. тему 6, лекцию № 12.

    65 См. тему 8, лекцию № 16.

     

    Please publish modules in offcanvas position.