24.3. Типология субъектов инноваций
Предыдущий анализ позволил нам проанализировать поведение четырех потенциальных субъектов инновации — индивидуального предпринимателя, фирмы, государства и домашнего хозяйства. Прежде чем попытаться расширить этот список за счет еще двух субъектов инноваций, групп (networks) и социальных движений, остановимся чуть более подробно на первых трех. Если попытаться описать мотивацию каждого из них, то лучше всего для этой цели использовать теорию соглашений. Каждый из субъектов инновации действует согласно особым правилам, заданным различными соглашениями. Поэтому разумно предположить различную мотивацию субъектов инноваций.
Индивидуальный предприниматель ориентируется на максимизацию прибыли, и его целевая функция описывается следующей формулой 42:
где V — размер ожидаемой от инновации прибыли; С0 — стартовые издержки;
Rn — прибыль от инновации в период времени п; Сrn — издержки осуществления инновации в период времени п; r — величина дисконтирования будущих доходов и расходов.
Императив максимизации прибыли характерен для рыночного соглашения, которому следует индивидуальный предприниматель. Что касается государства, то деятельность контрактного государства, ориентированного на максимизацию совокупного дохода его граждан, отвечает императиву гражданского соглашения. Деятельность же домашнего хозяйства, в которой доминируют рутины, регулируется нормами традиционного соглашения.